«Наша работа – создавать эмоции», - Адриан ван Хойдонк, главный дизайнер BMW Group

Главный дизайнер BMW Group Адриан ван Хойдонк о том, как влияет на выбор покупателя экстерьер и интерьер автомобиля и почему даже самая суровая критика лучше ее отсутствия

Быть автомобильным дизайнером – все равно что быть футбольным тренером: в предмете «разбирается» каждый, каждый готов безапелляционно судить и давать советы. Не избежала критики и новая BMW 5-й серии, официальная мировая премьера которой прошла на автосалоне в Женеве. «Для BMW 3 + 7 = 5», – написал один автомобильный журнал, намекая, что в дизайне новой «пятерки» использованы идеи из 3-й и 7-й серий.

– Мне очень нравился Renault 4. Ранние Ferrari от Pininfarina. Lancia Stratos от Bertone. И BMW M1 – у меня в комнате на стене висел постер с изображением этого автомобиля.

1989

Принят в General Electric на должность промышленного дизайнера

1992

После окончания вуза в Вевэ устраивается в BMW дизайнером экстерьеров

2000

Возглавил отдел автомобильного дизайна в BMW Group Designworks USA

2004

Становится шеф-дизайнером бренда BMW

2009

В феврале назначен главным дизайнером BMW Group

BMW Group

Германский автомобилестроительный концерн. Основан в 1917 г. Выпускает автомобили и мотоциклы под брендами BMW, Mini и Rolls-Royce. Основные владельцы – семья Квандт (46,7%), AXA S.A. (3,6%), в свободном обращении – 49,7%. Капитализация – 20,75 млрд евро. Финансовые показатели (9 месяцев 2009 г.): Выручка – 36,24 млрд евро, Чистая прибыль – 47 млн евро. Отгрузки покупателям (2009 г.) – 1,29 млн автомобилей (в том числе, по данным AEB, продажи в России – 17 036 автомобилей) и 87 306 мотоциклов.

Для меня же новая 5-я серия стала последним элементом пазла, который открыл, каким будет актуальный дизайнерский язык BMW. Именно с обсуждения новой BMW 5-й серии начинается наш разговор с главным дизайнером BMW Group (помимо BMW включает также марки Rolls-Royce и Mini) Адрианом ван Хойдонком, который сменил на этом посту знаменитого Криса Бэнгла.

– Какой для вас самый важный автомобиль в нынешнем модельном ряду BMW?

– 5-я серия. Это сердце бренда BMW. Эта модель должна выражать, что может BMW и для чего вообще существует, идеально сочетать спортивность и элегантность. Эта машина для людей, которые любят водить, которые понимают, что значит водить BMW. Обычно покупатели 5-й серии владели BMW и раньше. То есть можно сказать, что BMW 5-й серии – это база для всего нашего модельного ряда.

– Что было самым сложным в дизайне этой модели?

– Создавать ее было не сложнее, чем любую другую машину. На ранних стадиях дизайнерского процесса мы всегда говорим о характере будущей машины. Анализируя историю 5-й серии, мы видим, что иногда компания ее делала как большую «трешку», иногда – как маленькую «семерку». А теперь мы решили сделать машину, которая будет сама по себе. И, думаю, у нас это получилось. Она – безусловная часть современного модельного ряда BMW, но при этом имеет свой ярко выраженный характер.

Когда вы видите 3-ю серию BMW, вы понимаете, что эта машина будет ездить быстро. 3-я серия – это спринтер, который быстро уходит со светофора. 7-я серия – более представительная, она про люкс и статус. А 5-я серия – это автомобиль, который может двигаться на максимальной скорости очень долго. Я уверен, что теперь у нас есть возможность позиционировать эти три модели очень четко.

– Мне очень нравится, что в новой «пятерке» вы разместили эмблему не на крышке капота, а над решеткой радиатора – так что, когда вы открываете капот, эмблема все равно остается перед вашими глазами. Так было с самого начала или вы пришли к этой идее в процессе доработки дизайна?

– С самого начала. Работу над новой моделью мы всегда начинаем с дизайнерского конкурса: 20–30 рисунков, которые представляют наши дизайн-бюро по всему миру. [По этим рисункам] мы делаем пять полноразмерных моделей и представляем их совету директоров. Из этих пяти мы отбираем три, доводим их еще три месяца. После чего выбираем финальный экстерьер и интерьер.

В случае с новой, 5-й серией все было именно так, и с самого начала она несла в себе именно эти ценности: превосходное сочетание спортивности и элегантности. Она не давит, а выглядит очень натурально.

– Кто выиграл дизайнерское соревнование в этот раз?

– Интерьер новой «пятерки» создавал немецкий дизайнер Ольвер Хайльмер, экстерьер – польский дизайнер Яцек Фролих, они оба работают в нашей дизайн-студии в Мюнхене.

– А что было бы, если бы победил проект ваших дизайнеров, например, из Америки – вам пришлось бы командировать их в Германию?

– Да. Первую стадию дизайн-проекта, включая полноразмерную модель, можно сделать и в Штатах – у нас там есть для этого все необходимое. Но вторая стадия очень инжиниринговая, дизайнерам необходимо очень плотно работать вместе с конструкторами, и это можно делать только в Мюнхене. Наш главный центр разработок находится в Мюнхене, там работают 8000 инженеров. И если мы приглашаем дизайнеров из других наших студий в Мюнхен, им приходится оставаться там приблизительно на четыре года [пока работа над машиной не будет закончена].

– На ваш взгляд, что в дизайне машины важнее и привлекательнее для покупателя: интерьер или внешний вид?

– Я это не разделяю, поскольку отвечаю и за то и за другое, включая подбор цветов и материалов.

И покупатели, думаю, тоже не разделяют. Впервые человек видит новую машину, естественно, снаружи. Так происходит первый контакт. Если машина нравится, он подходит ближе, дотрагивается до нее, заглядывает внутрь. На тест-драйве человек изучает и осматривает все уже очень подробно. Ну а после того, как человек купил машину, интерьер, я думаю, становится все более и более важным. И если вы хотите продать новую машину человеку, уже владеющему BMW, то ключевым моментом будет интерьер. Потому что люди собираются жить в нем – три или пять лет, и они будут опираться на свой предшествующий опыт. Ощущение качества идет все-таки в первую очередь от интерьера.

И все же я не могу сказать, что одно важнее, чем другое. Но интерьер и экстерьер должны очень хорошо друг с другом сочетаться.

– Что изменилось в департаменте дизайна BMW Group после того, как место Криса Бэнгла заняли вы?

– На двери теперь мое имя. Думаю, что это самое большое изменение. (Улыбается.) Команда не поменялась – все дизайнеры по-прежнему там и работают очень креативно. Мне повезло возглавить департамент после Криса: он занимал эту должность почти 17 лет, под его руководством команда значительно выросла, мы перезапустили бренды Mini и Rollce-Royce, и сейчас у меня очень хорошая база для работы.

Бренд BMW мне хорошо знаком – я отвечал за его дизайн последние пять лет. C главными дизайнерами Mini и Rollce-Royce я общаюсь еженедельно, они рассказывают и показывают мне, что у них происходит. Но я не занимаюсь ежедневным менеджментом в этих брендах – я отвечаю за их стратегическое развитие. В BMW я больше вовлечен в ежедневное управление, поскольку по-прежнему отвечаю за этот бренд.

– На какой стадии вы присоединяетесь к работе над новым автомобилем?

– С самого начала – когда мы вместе с коллегами из маркетинга определяем характер будущей машины. Потому что я хочу понимать, к какой категории покупателей мы обращаемся. На этапе рисунков и моделирования я не участвую в ежедневном процессе, но вовлечен в процесс принятия всех решений. У меня есть последнее слово, и это естественно, поскольку ответственность несу тоже я: совет директоров выбрал одного человека, который отвечает за все аспекты дизайна, и этот человек – я. Я могу сам выбирать степень своей вовлеченности на каждой стадии, и на последнем этапе я включаюсь гораздо сильнее. На первых стадиях я даю своей команде свободу, поскольку мне нужны их идеи – я не хочу сразу показывать им, как вижу это я. А моя команда – это 450 дизайнеров: от них исходит много идей.

Крис Бэнгл работал так же.

– Сами вы новые модели рисуете?

– Да. Но только для развлечения или для постановки задачи дизайнеру: иногда мне проще нарисовать, чем рассказывать, что именно я имею в виду. Рисовать – это то, что я по-прежнему люблю.

– У вас есть время работать на себя – как дизайнер или скульптор?

– Не много. Я делаю рисунки, и я сделал несколько дизайн-проектов мебели: обеденного стола для американской компании – он до сих пор выпускается – и совместно с моей женой дизайн софы для немецкой фирмы. Но с тех пор как в прошлом году я занял новую должность, у меня больше нет на это времени: очень много проектов по всем брендам BMW Group.

– В целом по группе сколько сейчас новых проектов под вашим руководством?

– Более 60.

– Включая рестайлинг?

– Да, плюс дизайн колесных дисков и т. д.

– Два года назад на конкурсе элегантности автомобилей на Villa d’Este вы показали очень красивый концепт BMW M1. У вас нет сожалений, что он так и не стал серийным автомобилем?

– Нет. Потому что это был фантастический проект, над которым так здорово было работать! Мы решили, что BMW M1 был настолько особенным автомобилем, что необходимо отметить 30-летие его появления на свет созданием концепт-кара. Который покажет, что мы по-прежнему можем сделать такой автомобиль и, уважая нашу историю, можем двигаться вперед. Потому что тот концепт выглядел похожим на [исторический] М1, но не был ретро-автомобилем. Было очень приятно создать дизайн для среднемоторного автомобиля. А в прошлом году мы сделали еще один среднемоторный концепт – BMW Vision Efficient Dynamics. Если ты можешь сделать два среднемоторных концепта за два года – это очень хорошо.

– У BMW и Mini существует широкая линейка аксессуаров под собственными брендами. Вы участвуете в разработке их дизайна?

– Моя группа разрабатывает дизайн аксессуаров и представляет мне для утверждения. Дизайн одежды мы сами не делаем – у нас заданы требования по дизайну, и одежду в соответствии с этими требованиями делает для нас стороннее агентство. Единственную одежду, которую мы делаем сами, – это мотоциклетную экипировку.

– Видите ли вы возможности для расширения в этой сфере, появления новых аксессуаров?

– Что касается мотоциклов – да, поскольку мотоциклисты – настоящие фанаты. Что касается автомобилей – не уверен, что люди, которые водят BMW, хотят и быть одетыми во все от BMW. Они пришли к BMW, потому что уверены, что это лучшая машина. А лучшие чемоданы они, возможно, будут искать в другом месте.

– Если не ошибаюсь, у брендов BMW Group, в отличие от большинства других автомобильных премиум-марок, до сих пор нет кобрендингового проекта ни с одной часовой фирмой. Существует ли возможность подобного сотрудничества?

– Да, такое возможно. С одной стороны, наши бренды не нуждаются в кобрендинге, чтобы повысить свою узнаваемость, поскольку Mini, Rolls-Royce и BMW и так всем известны. Но с другой – часы – это единственное украшение, которое мужчина может носить, одна из немногих игрушек – наряду с автомобилем, – которую мужчина может себе купить. Так что я вижу потенциал, и я люблю часы, так что, может быть, однажды... Но при этом наш основной бизнес – это автомобили.

– У автомобилей и часов, на мой взгляд, общие базовые ценности – это дизайн и инжиниринг. Вам лично было бы интересно поучаствовать в создании дизайна часов?

– Да. И я уже это делал – в середине 90-х у нас были часы с логотипом BMW, это мой дизайн.

– Ваша лучшая работа?

– Всегда та, которая сейчас в работе. Потому что как дизайнер ты хорош ровно настолько, насколько хороша твоя последняя работа. Конечно, я очень горд 5-й серией, но сейчас я и моя команда работаем над проектом, который появится в 2012 или 2013 г., и мои мысли сейчас в другом месте. Как дизайнер, ты должен всегда думать о будущем.

– Это сложно – жить всегда на 3–5 лет вперед, чем остальное человечество?

– (Улыбается.) Ты к этому привыкаешь – я так живу уже 18 лет. И тебе это нравится, поскольку ты влияешь на будущее. Но в настоящем тоже хорошо: я хожу по автосалону, смотрю на нашу работу, которую мы сделали три года назад, слушаю реакцию на нее...

– Как вы реагируете на критику?

– Ты учишься, воспринимая любую реакцию. Наша работа – создавать эмоции, эти эмоции могут быть позитивными или негативными. И для нас гораздо важнее получить [любую] сильную реакцию, чем никакой реакции. Ну а дизайн, формы, цвета – вещи сугубо индивидуальные, у людей всегда будет свое мнение, и это нормально.

– Какие у вас были любимые автомобили в детстве?

– А что в вашем гараже сейчас?

– BMW M3 в кузове, выкрашенном в матовый черный цвет, а все детали – блестящего черного цвета. Интерьер – белый. Я ее очень люблю и счастлив ею управлять.

– Лучший комплимент в ваш адрес?

– Слышать сейчас, что все наши автомобили выглядят как члены одной семьи, но каждый имеет свою яркую индивидуальность. Это то, что мы начали делать пару лет назад, – и вот сейчас люди начинают это осознавать.

Любимые часы

На руке – Breitling

Я люблю классические вещи, а это модель 70-х гг. Мне нравятся крупные автоматические хронографы и ясный дизайн этой модели. Часов с современным дизайном у меня нет – только классические модели. Ведомости