Публичное недоверие

Эксперты проанализировали возможные юридические, репутационные и мотивационные последствия публикации списков сотрудников Сбербанка, уволенных по инициативе работодателя

В конце прошлой недели Сбербанк вывесил на сайте фамилии, места работы и причины увольнения 426 сотрудников, отношения с которыми банк разорвал с января 2009 г. по 18 августа 2010 г. Большинство были уволены по пунктам 5 и 7 статьи 81 Трудового кодекса (ТК) – утрата доверия и неисполнение обязанностей.

Мотивы работодателя можно понять: он хотел донести до сотрудников возможные последствия неправильного поведения на рабочем месте, говорят сразу несколько экспертов. Но его действия дают основания говорить о возможном нарушении ТК РФ в той его части, которая имеет отношение к обработке персональных данных, отмечают они.

Статья 88 ТК РФ запрещает работодателю сообщать третьей стороне персональные данные работника без его письменного согласия, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, говорит Дмитрий Кофанов, юрист, консультант центра абонентского обслуживания NS Consulting.

До Сбербанка на такую меру финансисты не решались, единственный черный список банкиров ведут ЦБ и АСВ, но в нем исключительно владельцы и топ-менеджеры.

Банк хочет упредить противоправные действия сотрудников и повысить доверие к себе, объяснил его представитель. «Все эти люди уволены по статье, и мы не хотим, чтобы они в принципе работали в банковской системе», – сказал один из топ-менеджеров банка. Его коллега подтверждает, что в первую очередь руководство хотело вызвать реакцию у самих сотрудников – список будет постоянно обновляться.

Эффект будет, даже если большинство оставшихся сотрудников не знают ни своих коллег, ни обстоятельств совершения ими нарушений, считает Сергей Львов, гендиректор консалтинговой компании Axes Management.

Профессор ГУ-ВШЭ Тахир Базаров сравнивает публикацию имен уволенных с героически безрассудным поступком, который, как и каждый героический поступок, очень рискован.

У «ВТБ 24» черного списка нет, но если бы был, банк не стал бы его публиковать, сказала представитель банка Анна Амелькина. «Имея подобную запись в трудовой книжке, устроиться на работу в банк практически невозможно, разве что завести новую», – полагает предправления банка «Союз» Андрей Хандруев.