Для Пласидо Доминго все еще пишут оперы

Пласидо Доминго спел в Вене партию Пабло Неруды – и напомнил, что у мастерства нет возраста

В венском Театре Ан дер Вин прошла премьера оперы Даниэля Катана «Почтальон». Катан, мексиканский композитор с русско-еврейскими корнями, сам написал либретто. В его основе – повесть чилийца Антонио Скармета и одноименный фильм Майкла Рэдфорда, рассказывающие о жизни в начале 50-х в итальянском изгнании чилийского поэта Пабло Неруды. Здесь у поэта появляется друг – местный почтальон Марко Руопполо, который смотрит на приезжую знаменитость широко раскрытыми глазами. Неруда говорит с ним обо всем на свете, даже о поэтических метафорах; отношения завершаются после возвращения поэта домой, о своем итальянском друге он забывает, хотя для того эта встреча оказывается главной в жизни. На коммунистическом митинге Марко пытается прочитать свое стихотворение в честь Неруды, но погибает от пули.

Фильм Рэдфорда едва не получил «Оскара» в 1995-м, хотя и не был блокбастером. Главную роль в нем сыграл Филипп Нуаре. Главную партию в опере исполняет Пласидо Доминго, в свои 70 лет демонстрирующий завидную художественную форму. Впрочем, музыка не ставит перед ним особых технических проблем: Катан не в первый раз обращается к опере (одна из них – по роману Маркеса «Любовь во время холеры»), и каждый раз он остается в рамках традиции, выглядящей в глазах многих едва ли не анахронизмом. И впрямь, имена Дебюсси, Рихарда Штрауса и Пуччини встретишь не в каждой статье о современной музыке. Но мелодизм еще не преступление, а ясность высказывания – не повод для снобизма. Правда, в темах «Почтальона» с их цитатами то рабочих песен, то танго есть что-то неуловимо голливудское, да и декорации Риккардо Эрнандеса слишком красивы, чтобы принадлежать трагедии. Абстрактный фон, идиллическая голубизна которого в сценах в рыбацкой деревне завораживает, сочетается с конкретными предметами, от магнитофона до киноплакатов. Но единственным свежим ветром в оформлении оказываются в итоге видеопроекции Филиппа Бусмана, записавшего, в частности, одну из арий Неруды-Доминго.

Музыка Катана вполне укладывается в типичный репертуар мадридского лирического тенора Израэля Лоцано, основу репертуара которого составляют партии в произведениях Доницетти, Верди и Пуччини, а также сарсуэлы: Лоцано близок легкий гротеск и даже комикование, его актерское дарование в партии Марко не уступает музыкальному. Дирижер Хесус Лопес-Кобос, до прошлого года отвечавший за музыкальную жизнь в Королевском театре Мадрида, тоже без труда справляется с Венским симфоническим оркестром и хором Арнольда Шенберга, благо и музыкальный материал легко рифмуется с новогодней атмосферой Вены. Так что постановщику оставалось лишь пойти на поводу у происходящего.

Режиссер «Почтальона» Рон Дэниэлс выглядит типичным художником XXI века, многостаночником и космополитом. Уроженец Рио-де-Жанейро, он был среди основателей Teatro Oficina в Сан-Паулу, затем худруком экспериментальной сцены Шекспировского театра в Стратфорде, ставил оперы в Америке, а недавно снял свой первый фильм The War Boys. Но в «Почтальоне» он демонстративно отказался от поисков нового в оперной режиссуре, прямолинейно сыграв под Доминго и поставив все, что можно, на его обаяние. Доминго не подвел, тем более что и голос у него еще в силе, и опера писалась на него, и окружение постаралось на славу – это касается не только Лоцано, но и сопрано Амандо Скитьери в партии его жены Беатриче.

В целом отдает сахарином? Но за сюжетом, несмотря на всю его упрощенность (композитор-либреттист явно облегчил задачу и себе, и своим персонажам), следишь почти с тем же напряжением, что и в психологическом романе. Простодушие заглавного героя, эгоизм поэта и столь знакомые русскому глазу мафиозные реалии итальянской провинции вкупе с социалистическими идеями и мечтами о средиземноморской Аркадии превращают визит в театр в нечто большее, чем просто поход на звезду. Это только у великих сюжет не важен по сравнению с художественными задачами. В типовом произведении искусство зависит от фабулы. В итоге после повести и фильма «Почтальон» пришел в третий раз – столько, сколько было надо.