Вагоны для банкиров


В собственности «ВТБ-лизинга» на конец первого полугодия оказалось 45 826 вагонов; у «Сбербанк-лизинга» – 42 000, сообщило Reuters со ссылкой на представителей компаний. Таким образом, государственные лизинговые компании стали крупнейшими собственниками железнодорожного подвижного состава после РЖД и ее «дочек» – Первой грузовой компании (ПГК, 187 971 вагон в собственности) и Второй грузовой компании (60 821 вагон на конец 2010 г.). По данным ГВЦ, на которые ссылается Reuters, у крупнейшего частного железнодорожного оператора Globaltrans в собственности не более 33 000 вагонов.

Однако в управлении у операторов значительно больше вагонов: по данным ПГК, она управляет 235 172 вагонами, Globaltrans – 36 100, а «Нефтетранссервис» – более чем 50 000. Операторы управляют вагонами, находящимися и в собственности лизинговых компаний, объясняет Дмитрий Бовыкин, руководитель отдела маркетинга Brunswick Rail (парк – 16 280 вагонов).

Лизинговые компании начали активно скупать вагоны во время кризиса, когда цены на них резко упали, а спрос со стороны операторов был слабым, объясняет начальник управления оператора «Трансгаранта» Александр Метелкин. И сейчас значительную часть новых вагонов покупают не операторы, а лизинговые компании, замечает Бовыкин.

В мире лизинговые компании часто являются крупнейшими владельцами парка: в США им принадлежит примерно половина вагонов, а операторы заключают договоры операционного лизинга, говорит Бовыкин, в России же у лизинговых компаний около 200 000 вагонов (пятая часть парка), и они сдаются операторам нак условиях финансового лизинга, т. е. со временем перейдут в собственность последних.