На президента нет денег

Не все поручения президента Владимира Путина, которые он дал сразу после инаугурации, могут быть выполнены, пришла к выводу Счетная палата. В проекте бюджета недостаточно средств на транспорт, здравоохранение, образование и жилье. А вот с военными все в порядке

В проекте закона о бюджете на 2013–2015 гг. остались существенные недоделки, пришла к выводу Счетная палата (копия заключения есть у «Ведомостей»): не все поставленные Путиным в бюджетном послании и инаугурационных указах задачи могут быть выполнены.

В середине сентября Путин раскритиковал правительство за то, что в бюджете не учтены некоторые его предвыборные обещания. Троим министрам – регионального развития, труда и образования – он объявил выговоры. Спустя неделю министр финансов Антон Силуанов заявил, что предвыборные обещания и первые указы президента в проекте бюджета на 2013 г. учтены за счет «хитрого маневра» (см.врез).

В бюджетном послании говорится, что расходы на образование, науку и инфраструктуру – приоритет, а значит, в общих расходах бюджета они должны увеличиваться, напоминает Счетная палата. Но это не совсем так, сетуют аудиторы. Они приводят в пример расходы на транспорт и дорожное хозяйство: в абсолютных цифрах они растут, но в относительных – падают. Если в 2012 г. расходы на дороги и транспорт составят 1,45 трлн руб. (доля в общих расходах – 6,3%), то в 2013 г. – 1,5 трлн руб. (6%), а в 2015 г. –1,7 трлн руб. (5,5%).

На исполнение указа «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в ближайшие три года заложено более 258 млрд руб., фиксирует Счетная палата. Еще 100 млрд руб. в год зарезервированы, но не распределены по направлениям расходов, из которых 60 млрд в 2013 г. пойдет на повышение зарплат работникам бюджетной сферы. Но этих ассигнований может не хватить, считает Счетная палата. Заложенные в проекте бюджета средства по разделу «Здравоохранение» «могут не обеспечить полностью функционирование медицинских организаций в части государственных казенных учреждений», обеспокоены аудиторы.

Есть и другие риски, пишет Счетная палата: могут быть не выполнены поручения президента о повышении к 2018 г. средней зарплаты преподавателей вузов до 200% от средней зарплаты в каждом регионе. Аудиторы ссылаются на данные Минобрнауки, по которым в ближайшие три года потребуется дополнительно более 50 млрд руб. Этих денег в проекте бюджета просто нет, пишут аудиторы. С повышением зарплат в среднем образовании тоже проблемы, замечают они: во II квартале уровень зарплаты в школах превысил средний по экономике региона только в 14 субъектах, тогда как в 2011 г. – в 35. Федеральный бюджет в следующем году перестает финансировать модернизацию региональных систем общего образования, напоминает Счетная палата, поэтому повышать зарплаты в школах придется самим регионам, многие бюджеты которых дефицитны.

Не все ладно и с указом президента по жилью, озабочены аудиторы. Основную часть денег (более 90%), предусмотренных в проекте бюджета на ликвидацию аварийного жилищного фонда, получит Фонд РЖС. Но 152 млрд руб. недостаточно, нужно 217 млрд руб., говорится в докладе Счетной палаты со ссылкой на данные фонда.

Зато с исполнением майского указа Путина о Вооруженных силах и модернизации ОПК проблем нет, говорится в докладе. Деньги на его исполнение заложены, даже зарезервированы дополнительные средства для военнослужащих – 38,1 млрд руб. в 2014 г. и 64 млрд руб. в 2015 г. На указ Путина «О дальнейшем совершенствовании военной службы» в ближайшие три года потратят более 117 млрд руб.

Заключение Счетной палаты направлено в правительство еще 5 октября. В Минфине на запрос «Ведомостей» вчера вечером не ответили, связаться с пресс-секретарем премьера Натальей Тимаковой не удалось.