Культурные бизнесмены

Британский совет учит творческих людей делать бизнес. В ближайшие 2–3 года организация планирует проводить для них обучающие семинары в российских регионах
Творческих людей научат делать деньги на креативе и повторить успех марки Dior, выставка которой в Москве прошла с аншлагом/ Е. Слизняк для Ведомостей

Алексей Бойко, 21-летний студент факультета дизайна Московского института электронной техники, мечтает сам разрабатывать модели красивой и функциональной мебели и размещать заказы на ее производство. В сентябре он вместе еще с 25 молодыми людьми прошел бесплатный четырехдневный семинар Creative Enterprise Workshop. Это обучающее мероприятие для начинающих предпринимателей творческих профессий (кино, музыка, дизайн, ремесла, галерейный бизнес, фотография, архитектура, издательское дело, современное искусство и т.д.) впервые в России организовал Британский совет в России и NESTA – британский Национальный фонд по поддержке науки, технологий и искусства. Участниками семинара могли стать творческие люди со своей бизнес-идеей или те, кто открыл свой бизнес не более полутора лет назад. «У всех слушателей, за редким исключением, за плечами был опыт работы в выбранной индустрии, поскольку понимание профессиональной области, знание ее проблем и возможностей было обязательным условием прохождения на семинар», – рассказывает руководитель отдела «креативная экономика» Британского совета Евгения Герасимова, курирующая проведение мероприятия. Еще одним условием являлось владение английским языком на уровне не ниже IELTS6.

«Головной офис Британского совета заключил с NESTA соглашение на проведение Creative Enterprise Workshop по всему миру. Российское подразделение Британского совета решило поучаствовать в проекте – было интересно, как приживется на российской почве тот инструментарий, который на протяжении шести лет успешно работал в Великобритании», – продолжает Герасимова.

До сих пор в России бытует мнение о том, что творчество и бизнес трудносовместимы. Британцы думают иначе. «В Великобритании верят в то, что в творческих сферах можно уcпешно вести предпринимательскую деятельность, более того, это всячески поощряется, – объясняет Перси Эмметт, бизнес-тренер, на материалах которого основывается программа Creative Enterprise Workshop. – С привлечением инвестиций такие бизнесмены не испытывают особых проблем. Здесь, в России, я увидел, что местные творческие предприниматели, развивая свое дело, пытаются полагаться лишь на собственные средства».

Идея Creative Enterprise Workshop заключается, с одной стороны, в том, чтобы дать участникам советы по разработке бизнес-планов и их претворению в жизнь, с другой – помочь им развить необходимые личные качества. «По моим ощущениям, этот семинар больше похож на психологический тренинг и направлен на то, чтобы избавить молодых творческих людей от страха перед собственным делом. Мне он помог нащупать первые шаги пути, понять, с чего начать и о чем стоит задуматься», – делится впечатлениями от участия в Creative Enterprise Workshop 30-летний Константин Шиляев.

В марте и сентябре 2013 г. эти семинары еще раз пройдут в Москве, а в ближайшие 2–3 года Британский совет планирует провести их по российским регионам.

В России есть образовательные программы, ориентированные на представителей какого-то определенного творческого сектора. Например, компания Fashion Technologies проводит обучение дизайнеров одежды, бизнес-школа RMA вместе с Государственным университетом управления имеют несколько программ высшего и бизнес-образования для представителей музыкальной, ресторанной индустрий и по арт-менеджменту. Семинар Creative Enterprise Workshop ориентирован на любой творческий сектор, знания и навыки, которые он дает, универсальны, считает Герасимова. Она признает, что четырех дней недостаточно для того, чтобы научить людей заниматься бизнесом. Тем не менее организаторы мероприятия получили положительные отзывы от участников. «Большинство из них особо отметили, что благодаря мероприятию им удалось побороть свой страх перед предпринимательской деятельностью – это распространенная проблема именно среди творческих людей, – подчеркивает Герасимова. – Еще одна важная вещь, которую приобрели участники семинара, – контакты. Они до сих пор общаются, советуются, оказывают друг другу поддержку».

В идеале, по мнению Герасимовой, подобные обучающие программы должны быть в вузах, выпускающих творческих специалистов, но пока их нет.

«В моем университете этому не учат», – подтверждает будущий дизайнер мебели Алексей Бойко. Сейчас он работает над своим первым заказом и ведет переговоры с европейской фабрикой о выпуске прототипов и дальнейшем серийном производстве. «Пока я все делаю на свои деньги, – рассказывает он. – Опыта в привлечении инвестиций у меня нет, и было бы хорошо, если бы создатели Creative Enterprise Workshop помогли в этом».

Константин Шиляев мечтает стать первым русским дизайнером международного бренда модных солнцезащитных и имиджевых очков и считает, что ему очень помогло бы участие Creative Enterprise Workshop в поиске инвесторов и нужных контактов. «Так семинар стал бы в десятки раз эффективнее», – рассуждает он. Самостоятельные поиски денег привели его к выводу о том, что большинство состоятельных людей в России готовы вложиться только в понятный им бизнес с ожидаемой быстрой отдачей вроде торговли цветами, табачной лавки, продажи и обработки древесины и т.п.

Обучающая программа Creative Enterprise Workshop основывается на той же методологии, что и британская программа NESTA. Но в Великобритании после четырехдневного интенсивного тренинга стартуют индивидуальные консультации, оказывается менторская поддержка, выдаются гранты на самые интересные стартапы (общий призовой фонд, за который борется каждая группа слушателей, составляет 10000 фунтов). При этом NESTA проводит семинары не своими силами, а находит партнеров из числа бизнес-инкубаторов и университетов. В частности, в ходе оценки эффективности партнерского проекта с Бирмингемским университетом, выяснилось, что из 122 человек, которые запустили свой бизнес после прохождения программы, 64% процента успешно продолжали его и спустя три года. «По мнению британцев, это очень высокий результат. Здесь, в России, мы пока не можем на него равняться, поскольку мы не поддерживаем финансово участников семинара и официально не выделяем менторов для сопровождения реализации бизнес-планов, хотя постоянно находимся со слушателями на связи и помогаем информацией», – делится Герасимова. Впрочем, скоро это может измениться: Британский совет рассматривает возможность привлечения к проекту партнеров, например банков, которые выдавали бы гранты самым успешным слушателям.

Однако Василий Пирогов, основатель интернет-агентства «Бюро Пирогова», считает, что самое главное для творческого человека, решившего заняться собственным делом, – не специфические знания и даже не деньги. «Важнее всего – найти хорошего партнера не из творческой среды, разбирающегося во всех тонкостях ведения бизнеса. У творческих людей не возникает проблем ни с созданием товара или услуги, ни с продажами. Главный недостаток таких предпринимателей – слабые организаторские способности. Поэтому наличие партнера, который восполнил бы этот пробел и взял на себя организационную часть работы, крайне важно, поскольку в любом бизнесе необходимо наладить производственный процесс, работающий как часы», – уверен Пирогов.