Депутаты крупно посчитали

Петербургские городские депутаты внесли в Госдуму законопроект: в рекламе финансовых продуктов все цифры нужно писать одинаково крупно
М. Стулов/ Ведомости

По идее, для клиента это внесет большую ясность в понимание продуктов, считает начальник департамента маркетинговых коммуникаций «Хоум кредит энд финанс банка» Мария Бурак, но не снимет с него ответственности за внимательное знакомство с кредитным договором. «Банкам придется изменить подход к продуктовой коммуникации, – уверена Бурак. – Возможно, реклама банковских продуктов сместится в имиджевое поле».

Кредитные слезы. Наталья Бурыкина

председатель комитета Госдумы по финансовому рынку. «В законе о рекламе – требование к продукту и условиям договора. Непонятно, почему в рекламе буквы должны быть крупными, а в договоре – мелкими».

Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга предлагают внести поправки в статью 28 закона о рекламе, значительно расширяя трактование пункта 3 (если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее). Они считают, что информация о ставке и других условиях, влияющих на стоимость кредита, должна быть указана шрифтом размера не менее самого крупного, использованного в той же рекламе.

Кредитные организации закладывают высокие скрытые проценты в комиссии за оказание дополнительных услуг – страхования рисков, жизни, здоровья заемщика, нотариального заверения документов, обеспечения по кредиту, оценки залогового имущества, пишут депутаты, граждане же не могут оценить размер возлагаемых на них обязательств и рассчитать действительную стоимость кредита.

«Мы приветствуем эти нормы, они приведут к транспарентности», – говорит главный исполнительный директор «Домашних денег» Андрей Бахвалов, крупным компаниям сообщить полную стоимость кредита еще и в рекламе несложно, закон отсечет небольших игроков.

«Мы вносили законопроект, чтобы все существенные условия кредита были указаны одинаковым шрифтом», – напоминает замруководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров и обещает почитать предложения петербургских депутатов.

«Я была бы против такого проекта в целом», – возражает председатель комитета по финансовому рынку Госдумы Наталья Бурыкина, информация об условиях кредита должна прежде появиться в профильном законе. «Должен быть некий профессиональный стандарт, и уже на него должен опираться закон о рекламе», – считает она, раскрывать требования к профессиональной деятельности через закон о рекламе не очень профессионально. Бурыкина обещает: что и как должны раскрывать банки о своих продуктах, будет сказано в законе о потребительском кредите, который будет обсуждаться в осеннюю сессию.

«Нельзя создавать у граждан иллюзию, что кредиты подешевели, стали доступны, чего на самом деле не происходит», – согласен с петербургскими депутатами предправления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, простые потребители услуг обычно не могут узнать окончательную цену кредита, пока не подпишут договор. Разница между рекламным предложением и реальной ценой кредита только по банкам из топ-20 достигает 30%.

За время работы финансового омбудсмена рассмотрено 11 000 жалоб, часть из них связана со ставками кредита, говорит президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян: «Есть случаи, когда люди сами признавали, что не дочитали или не увидели, но есть и ситуации, когда с них требовали лишнего».