Человек недели: Владимир Якунин

Отчетливое впечатление складывается - хотя, наверное, и ошибочное, - что Владимир Иванович Якунин мерится влиятельностью или топ-менеджерской силой с Игорем Ивановичем Сечиным. Президент «Роснефти» берет скупкой активов - в пределе, видимо, имея в виду создать национальную компанию, включающую в себя каждую нефтяную скважину в стране и на 200 лет обязанную всю добытую нефть отправлять в Китай.

В частности, видимо, и по железной дороге. Не для Сечина и его нефти, о нет, совсем не для этого, но президент «Российских железных дорог» хотел бы строить, строить и строить железные дороги, расширять их, ускорять по ним движение, наполнять грузами порты (см., кстати, публикацию на стр. 20-21). Плохо тут только то, что своих денег у «Российских железных дорог» маловато, услугами РЖД китайцы пользуются далеко не так охотно, как нефтью «Роснефти»; продать же или заложить пути китайцам как-то геостратегически неосторожно было бы - это помимо того, что невозможно по закону; так что Якунину приходится брать деньги у государства.

И в этом деле, кажется, равного ему по талантам человека трудно найти. Кто только не покушался на фонд национального благосостояния - но только президенту РЖД удалось, во-первых, добыть оттуда средства, а во-вторых, добыть их на такой долгий срок, что вспоминается известная история про Ходжу Насреддина, падишаха и осла. Особенно замечательно, что 150 млрд руб. уже почти у Владимира Ивановича в распоряжении, а вопрос, как они будут возвращаться, все обсуждается в правительстве, и обсуждается как-то растерянно, даже покорно. Самому-то правительству средств здорово не хватает, но оно как-то не умеет их, наверное, найти.

Все это железнодорожное ускорение и расширение, надо полагать, соответствует интересам российского государства; но можно было бы заметить, что медиаприсутствие Якунина сильно выросло немедленно после того, как прошла фальшивая информация о его отставке с поста президента РЖД. Он словно бы отвечает недругам (или, сказать осторожнее, людям, придерживающимся иной точки зрения): не на того напали! И в подтверждение своей силы эдак спокойно заявляет, что купил бы у «Суммы» ее долю в «Трансконтейнере». В сравнении с высокоскоростной дорогой до Казани (или Красноярска) деньги на такую покупку нужны были бы скромные, но их тоже надо где-то взять.

Видимо, для Якунина ничего невозможного нет.