Иск по-американски

Скоро у тысяч людей сразу появится возможность подавать к российским компаниям коллективные иски - от лица всех клиентов, потребителей и даже жителей целых городов
Российский бизнес ждут иски от коллективного истца/ Darren Staples/ REUTERS

Коллективные иски испортили жизнь многим глобальным корпорациям. Размер требований потребителей доходил до нескольких миллиардов долларов (см. врез на стр. 04). Со следующего года такая угроза нависнет и над российскими компаниями.

Закон о коллективных исках готовит Общероссийский народный фронт (ОНФ), он будет внесен в Госдуму в конце сентября, говорит сопредседатель ОНФ Александр Галушка. Год назад Минюст подготовил и внес свою версию законопроекта, он стал одним из пунктов в «дорожной карте» по развитию конкуренции, и инициативу перехватил ОНФ. Его проект получился предельно жестким для бизнеса.

Сегодня законопроект ОНФ рассмотрит межведомственная группа по развитию конкуренции, в которую входят Минэкономразвития, ФАС, Минюст и общественные организации (материалы к заседанию есть у «Ведомостей»), говорят участники группы и подтверждает Галушка.

Суд не для потребителей

В коллективном иске содержатся аналогичные претензии неограниченного круга лиц, у них один представитель, объясняет партнер White & Case Григорий Чернышов. В России де-факто такая возможность существует только в арбитражных судах по корпоративным спорам (акционеры против компании), рассказывает он, потребители же могут лишь объединить однотипные иски в суде, но их требования будут рассматриваться по отдельности, другие люди уже не смогут присоединиться к этому процессу.

Есть и другое препятствие, отмечает Чернышов: в странах, где развит институт коллективных исков, существует «гонорар успеха», в России же он запрещен постановлением Конституционного суда (невозможна судебная защита). В США гонорар доходил до 30-40% от взысканной суммы, приводит он данные Объединения корпоративных юристов России (ОКЮР).

Попытки коллективных исков от потребителей в России были. От их имени могут судиться госорганы, прокуроры, объединения потребителей. После ледяного дождя в конце 2010 г., приведшего к авиаколлапсу, пассажиры пытались подать такой иск против «Трансаэро», их поддержал руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Компания предпочла выплатить пострадавшим компенсацию в досудебном порядке.

Получить деньги по групповым искам сложно, отмечает предправления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин: сначала суд принимает решение о нарушении прав клиентов, а затем каждый из них должен подавать иск о компенсации убытков. Мало кто захочет тратить время и реальных потерь компании не несут, объясняет Янин.

Как в США

Проект ОНФ предлагает ввести в России коллективный иск по американскому образцу. По одному иску получить компенсацию смогут все пострадавшие от компании - для этого даже не надо присоединяться к иску: инициатор иска считается представителем всех потенциальных истцов, если они не заявят, что не хотят судиться (система opt-out). Все они смогут рассчитывать на компенсацию: например, покупатель дефектного телефона будет взыскивать убытки в пользу всех купивших такие аппараты. В материалах межведомственной группы приводится пример пользователей Facebook: иск (см. врез) защищал каждого третьего американца.

Коллективный истец должен доказать судье, что все заявители, в том числе потенциальные, пострадали от компании. Размер убытков определяет суд: для обратившихся - на основании представленных ими документов, для потенциальных истцов - с помощью оценок. В антимонопольных делах проект разрешает взыскивать кроме убытков еще и упущенную выгоду в кратном размере. А юристам проект разрешает получать «гонорар успеха».

Отсуженная компенсация поступит в специальный фонд и будет распределяться в порядке очереди: первыми деньги получат присоединившиеся к иску до решения суда, затем - адвокаты, оставшаяся сумма пропорционально делится между потенциально пострадавшими, они могут обратиться за деньгами и после решения суда. Представитель ОНФ говорит, что механизм фонда еще нужно дорабатывать - например, зачислять деньги на депозиты суда.

Вопрос, вводить ли систему opt-out, еще не решен, но «гонорар успеха» и кратные убытки останутся, настаивает Галушка. Закон ОНФ поддерживает Федеральная антимонопольная служба, а для антимонопольных дел - даже с системой opt-out, говорит начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский.

Группы риска

Банки, перевозчики, производители табачной и алкогольной продукции теперь в группе риска, говорит партнер Squire Sanders Сергей Трещев. С исками столкнутся компании практически любой сферы, более пессимистичен вице-президент МТС Руслан Ибрагимов, ведь круг споров широк - вся антимонопольная сфера и сфера защиты прав потребителей. Можно будет оспорить завышение тарифов, навязывание услуг банками, сговор продавцов бензина, перечисляет Чернышов.

Компании боятся, что их затерроризируют необоснованными исками. Кратные убытки, вознаграждения за успех и особенно система opt-out приведут к неограниченным по сумме искам, поясняет президент ОКЮР Александра Нестеренко.

С такими истцами предстоит столкнуться фармацевтическим компаниям, ожидает Трещев: достаточно найти людей, которые могли бы пострадать от лекарства. Любой может договориться со знакомым врачом о справке, возмущается юрист одной из компаний, напоминая, что, когда после падения метеорита за выбитые стекла объявили компенсацию, число таких стекол выросло в разы. Наиболее активными истцами могут стать клиенты банков, недовольные скрытыми комиссиями в ставках по розничным кредитам. В России уже был опыт массовых банковских процессов: после того как Высший арбитражный суд ввел запрет на комиссии за ведение ссудного счета, целые адвокатские конторы в Сибири стали специализироваться на возврате комиссий. За 2011 г. в регионе удалось выиграть более 10 000 дел. Коллективный иск упростил бы процесс.

Можно судиться не только от клиентов компаний, но и от жителей домов, улиц или городов. В сфере ЖКХ выигранный коллективный иск к управляющей компании (УК) за неправильно рассчитанную плату обяжет УК пересчитать платежки и вернуть лишнее всем потребителям, объясняет юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев. Таким же образом можно будет судиться за некачественно оказанные услуги.

Скорее всего, уже сама угроза таких исков будет стимулировать компании заключать мировые соглашения, говорится в материалах межведомственной группы. Многие компании предпочтут отделаться малой кровью, соглашаются юристы.