Торговый двор для Spar

Торговый двор «Аникс» собирается построить сеть из 24 магазинов «у дома» и супермаркетов Spar в Алтайском крае и Республике Алтай
Универсамы Spar появились в России в 2001 г./ В. Баранов/ Ведомости

ООО «Торговый двор «Аникс»

Торговый холдинг. Совладельцы (данные ЕГРЮЛ): Александр Никитин, Юрий Никитин и Петр Кабанов в равных долях (напрямую по 31,75%, остальное - через ООО «Аникс-бонус»). Выручка (2011 г., данные ИД Retailer) - 11 млрд руб.

Компания Spar International выдала «Аниксу» лицензию на открытие магазинов на Алтае, сообщил генеральный директор Spar Russia B.V. Сергей Локтев и подтвердил «Ведомостям» генеральный директор торгового двора «Аникс» Юрий Никитин. Роялти у Spar нет, говорит Локтев. Стоимость лицензии он и Никитин не раскрывают. По словам источника в ТД «Интерторг» (развивает Spar в Санкт-Петербурге), стоимость лицензии «не критична для бизнеса».

В России Spar International присутствует с 2001 г., у нее здесь 13 партнеров и более 300 магазинов, розничные продажи в 2012 г. превысили 1,13 млрд евро (рост по отношению к 2011 г. - 21%), за первые семь месяцев 2013 г. выросли еще на 18% в рублях, сообщает компания.

По словам Никитина, его компания скорее всего не будет проводить ребрендинг магазинов «Аникс» и готова построить сеть магазинов «у дома» и супермаркетов Spar. По условиям лицензионного соглашения за три года компания откроет 24 магазина Spar, говорит Никитин. Исполнительный директор ROSS Group Олег Рыжов знает, что «Аникс» готов открывать супермаркеты Spar в крупных торгово-развлекательных центрах и ведет переговоры с девелопером об аренде около 2500 кв. м в одном из строящихся ТРЦ Барнаула.

Инвестиции в проект Никитин не раскрывает. Аналитик УК «Финам менеджмент» Максим Клягин оценивает вложения в 1 кв. м торговой недвижимости в $800-1000.

Самый распространенный формат Spar в России - супермаркеты торговой площадью 200-1000 кв. м, расположенные в жилых микрорайонах городов. Есть EuroSpar - супермаркеты площадью 1000-3000 кв. м и InterSpar - гипермаркеты площадью более 3000 кв. м (около половины площадей в них занимают непродовольственные товары). Количество SKU (ассортиментных позиций) в торговых объектах Spar в зависимости от формата - 10 000-25 000 единиц. Компания активно продвигает продукцию под собственной торговой маркой: товары для детей, печенье, консервы, приправы, кондитерские изделия, молочные продукты, замороженные продукты, товары для здоровья и красоты, безалкогольные напитки, вермишель, спортивные товары.

Контролируемая семьей Никитиных торговая сеть «Аникс» насчитывает больше 160 магазинов в Алтайском крае, Республике Алтай, Кемеровской и Новосибирской областях. Основной формат - магазины «у дома». С 2008 г. компания развивает франчайзинговую сеть «Корзинка» (161 магазин), говорится на сайте «Аникса». Основной распредцентр компании площадью 20 000 кв. м расположен в Новоалтайске.

В лице торгового двора «Аникс» Spar нашла в Сибири компетентного партнера с сильными собственными ресурсами, умеющего быстро и эффективно открывать магазины, считает Клягин.

Лицензия Spar для «Аникса» - прекрасный выход на премиальную аудиторию, уверен управляющий активами AForex Сергей Ковжаров. «Торговый двор работает преимущественно в сегменте «эконом», и выходить на более высокую категорию покупателей с текущим набором брендов проблематично. Создавать отдельный бренд и формат для премиальной аудитории - очень дорого и рискованно. А лицензия предусматривает, что «Аникс» получит доступ к технологическим решениям Spar», - рассуждает он.

Выручка алтайских Spar вряд ли будет выше, чем у магазинов «Аникс», поскольку объемы в экономсегменте значительно выше, полагает Ковжаров. Зато при работе с премиальной аудиторией выше маржинальность, знает он. Основным преимуществом будет снижение оптовых цен и оптимизация предложения благодаря поддержке специалистов Spar International, а также доступ к собственной торговой марке Spar, уверен аналитик «Инвесткафе» Роман Гринченко.

В Сибири супермаркеты Spar уже развивают компания «Каравай» в Красноярском крае и Республике Хакасии (семь магазинов) и группа компаний «Лама» в Томской области (пока ни одного магазина).