На асфальте: Промышленность сдает позиции

Москва избавляется от промзон. По самым скромным подсчетам, на их месте можно построить до 30 млн кв. м жилья. Но город никак не определится, насколько он заинтересован в таких результатах процесса редевелопмента.
М. Стулов

Но остальное, видимо, пойдет в основном под жилье. «Для девелопера это масштабный проект в хорошем, как правило, месте», - говорит Татьяна Тикова, директор департамента управления активами группы ПСН. Проблема в том, что крупные площадки требуют комплексного подхода, единовременного развития, а значит, больших затрат, напоминает Юлия Никуличева, начальник отдела стратегического консалтинга Jones Lang LaSalle. То есть игроками на этом поле могут быть только крупные компании с солидными финансовыми ресурсами, уточняет Валентин Гаврилов, директор отдела исследований CBRE. О том, что город хочет видеть крупного якорного инвестора в проектах редевелопмента, говорил и Константин Тимофеев, глава Москомстройинвеста. Редевелопментом промзон в настоящее время занимаются такие строители жилья, как «Дон-строй», ГК ПИК, MR Group, ПСН и др. «Эти участки - практически единственный ресурс для столь масштабной застройки», - подтверждает Алена Дерябина, гендиректор «Дон-строй инвеста».

Леонид Капров, вице-президент «Галс-девелопмента», также считает, что ограничение нового строительства в центре города вынуждает застройщиков искать новые точки роста - к ним можно отнести редевелопмент промзон и приспособление памятников для современного использования. Что касается первого, «необходимо не только вывести предприятие с занимаемой территории, но и тщательно продумать новую концепцию того объекта, который предполагается строить, грамотно вписать его в окружающий ландшафт. Застройщик, принимающий решение о редевелопменте промзоны, должен иметь достаточно серьезное финансовое обеспечение и возможность для реализации нестандартных проектов», уверен он.

Е. Никитина

М. Стулов

По данным Москомстройинвеста, в Москве насчитывается 83 производственно-коммунальные зоны, включающие 209 промзон. Их территория - около 17 000 га. В НИиПИ генплана Москвы считают, что непосредственно под промзонами находится 7839 га столичной территории, но только немногим больше половины (52%) используется по назначению. Остальные земли заняты старыми корпусами и зданиями, часть которых сдается в аренду под офисы и склады, а часть просто пустует после вывода производств за пределы города.

У города нет задачи преобразовать все промзоны, заявляют чиновники. В частности, как сообщил Алексей Комиссаров, руководитель столичного департамента науки, промышленной политики и предпринимательства, сохранят свои функции «Бирюлево», «Чертаново», «Калошино», «Коровино» и «Вагоноремонт». По генплану Москвы 4300 га из общей территории предприятий в границах производственно-коммунальных зон намечены как «территории различного функционального назначения», в которых могут быть размещены объекты транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры.

Проблема только в том, что видение города и инвесторов на развитие территорий бывших промзон не всегда совпадает. Город, по словам Константина Тимофеева, при реорганизации крупных промзон ориентируется на принцип «смешанного использования», включающего создание и рабочих мест, и жилья, и социальных объектов, и ритейла, и зон рекреации в виде парков. Это был бы идеальный вариант (если только не будут выявлены какие-то серьезные экологические препятствия для строительства жилья), признает Гаврилов. Но девелоперы не всегда заинтересованы в проектах «смешанной застройки». «В портфеле одной из девелоперских компаний есть участок на юго-востоке Москвы, где априори ничего, кроме жилья, строить неинтересно, но город требует включить в этот проект значительную долю офисов - рабочих мест для жителей района. Но спрос на офисные помещения на этом направлении низкий», - рассказывает Никуличева. По сути, городу нужны рабочие места, это не обязательно должны быть офисные площади. «Но с точки зрения доходности ни производство, ни офисы здесь не имеют смысла. И если девелопер не может выполнить свои обязательства по созданию рабочих мест, то город вправе не согласовать проект», - объясняет она.

Эффективность развития промзон для застройщиков зависит от нескольких факторов: локации, окружения, перспектив развития близлежащих территорий. Имеют значение также ожидания конкретного девелопера и его «специализация» - если компания строила исключительно торговые центры, вряд ли она согласится на комплексную жилую застройку экономкласса. Важный фактор - уже упомянутая «согласуемость» проектов, т. е. возможность получить одобрение проекта со стороны городских властей.

Частные планы

Москомстройинвест выбрал восемь пилотных территорий в пяти столичных округах. По словам Тимофеева, на их примере будет отработан механизм взаимодействия всех участников процесса: города, инвестора, собственника. Три пилотные площадки находятся на территории Северо-Восточного округа: производственно-коммунальная зона № 50 «Алтуфьевское шоссе» (272 га), часть ПЗ «Огородный проезд» (100,5 га), ПЗ № 52 «Северянин» (327,5 га). Две - в Юго-Восточном: ПЗ № 56-1 «Грайвороново» (144 га) и часть территории Южного речного порта в составе производственной зоны № 26 «Южный порт» (96 га). По одной - в Северо-Западном (ПЗ № 6 «Силикатные улицы», 128 га), Северном (ПКЗ № 5 «Магистральные улицы», 215,8 га) и Южном (ПЗ № 1 «Павелецкая», 194 га) округах. В Москомстройинвесте говорят, что уже нашлись инвесторы, но кто именно - пока не разглашается.

Какая-то ясность есть по планам редевелопмента 25 территорий. «Дон-строй инвест» ведет работу по двум площадкам: на месте бывшего ЖБК № 355 и асфальтобетонного завода площадью 14 га на Шелепихинской набережной, рядом с «Москва-сити» (14 га), и в промзоне завода «Серп и Молот» (около 60 га). Алена Дерябина рассказала, что первый проект находится в активной стадии, в начале следующего года компания планирует выйти на площадку. Суммарная наземная площадь застройки на Шелепихинской набережной составит более 635 000 кв. м, из них 500 200 кв. м жилья и 123 730 кв. м коммерческой недвижимости, объекты социальной инфраструктуры займут 11 200 кв. м. Инвестиции в проект составят около 55 млрд руб. По предварительным оценкам, срок окупаемости - около 10 лет с момента начала реализации проекта.

По второму участку «Дон-строй инвест» разрабатывает градостроительную документацию и выступает заказчиком архитектурного конкурса на концепцию развития территории (территория завода «Серп и Молот» стала первой площадкой, попавшей на рассмотрение архитектурно-градостроительного совета Москомархитектуры после возобновления его работы в марте 2013 г.). «Мы заинтересованы стать инвестором и девелопером проекта», - говорит Дерябина. Оценить объем инвестиций будет возможно только по результатам архитектурного конкурса. Цифра, которую все же назвали в компании (с оговоркой, что более точно можно будет сказать после проведения исследований инженерных сетей и коммуникаций), - 140 млрд руб.

В портфеле группы ПСН два проекта: деловой квартал «Новоспасский двор» общей площадью 9,5 га, ранее там располагались корпуса ситценабивной фабрики; и проект комплексной застройки территории на Рязанском проспекте (19,4 га - часть реорганизации масштабной территории производственной зоны № 56 «Грайвороново»), на участке находились корпуса Карачаровского механического завода (КМЗ). По словам Татьяны Тиковой, к освоению этой площадки компания уже приступила. Градостроительно-земельная комиссия Москвы одобрила проект планировки.

Проект ПСН предусматривает строительство 590 000 кв. м коммерческой и жилой недвижимости. В настоящее время на территории находятся принадлежащие группе бывшие корпуса КМЗ, которые сдаются в аренду под склады и офисы класса С. По мере реализации проекта снесут около 96 200 кв. м. На освободившейся территории планируется возвести 295 000 кв. м жилой недвижимости комфорт-класса с развитой социальной и транспортной инфраструктурой. Сейчас компания проходит ряд согласовательных процедур на государственном уровне. «На этом этапе всегда есть вероятность, что могут быть внесены изменения, поэтому не хотелось бы озвучивать цифры», - добавила Тикова.

Несколько проектов по редевелопменту промзон есть у ГК ПИК, MR Group и «Галс-девелопмента», но они менее масштабны. ПИК строит ЖК «Сити квартал» на территории Краснопресненского сахарорафинадного завода (6,75 га, ул. Мантулинская, 7), здесь к 2017 г. должно появиться 115 000 кв. м. ЖК «Варшавские огни» (Варшавское шоссе, 141) возводится на участке в 8,87 га на территории завода «Газстроймаш». Выход площадей - 148 000 кв. м, срок завершения проекта - 2015 г.

MR Group в промзоне «Савеловская» на участке в 5,17 га приступила к строительству многофункционального комплекса «Савеловский сити». Кроме офисных площадей здесь планируется возвести гостиницу на 200 номеров, фитнес-центр, кафе и рестораны. Наземная площадь комплекса - около 245 000 кв. м, подземная - 65 400 кв. м. Первая очередь, под которую банк ВТБ выделил 2,7 млрд руб., включает два 19-этажных офисных здания, объединенных единым подземным паркингом на 215 машино-мест. Срок сдачи - II квартал 2014 г.

Леонид Капров рассказал, что на сегодняшний день в портфеле «Галс-девелопмента» три проекта на территории бывших промзон общей площадью около 10 га. В частности, элитный квартал «Литератор» в Хамовниках на территории бывшего пивоваренного завода. Здесь на участке почти в 2 га возводятся малоэтажные корпуса переменной этажности от одного до семи этажей. Всего в комплексе 182 квартиры, общая площадь застройки составляет около 67 000 кв. м. Инвестиции - около 10 млрд руб.

Городской подход

В числе масштабных проектов - реорганизация ЗиЛа. Собственником земли и строений в крупнейшей промзоне Москвы является город. 29 октября 2013 г. правительством были утверждены основные параметры проекта планировки территории площадью 377,6 га (большая часть относится к производственной зоне № 27 «ЗиЛ») на ближайшие 10-15 лет. Ивестиции, по оценкам городских властей, составят 191 млрд руб. (в том числе около 42 млрд руб. из горбюджета).

Из более чем 2 млн кв. м существующих здесь объектов сносу подлежит почти 1,1 млн. Новое строительство составит около 3,5 млн кв. м. Соответственно, общий объем будет доведен до более 4,5 млн кв. м, в том числе 902 270 кв. м жилья. Всего объекты соцкультбыта займут 49 390 кв. м, общественно-деловые центры - 2,655 млн кв. м. Из инфраструктуры - две школы (825 и 1100 мест), шесть детских садов (всего на 840 мест), поликлиника, городской просветительский центр (179 900 кв. м). Вдоль ул. Автозаводской планируется возвести Ледовый дворец спорта общей площадью 425 200 кв. м, спорткомплекс с гостиницей и офисами. В излучине Москвы-реки предполагается строительство многофункционального общественного комплекса «Планета ЗиЛ» (342 900 кв. м) и административно-деловых объектов, между пр-том Андропова и старым руслом Москвы-реки - трех МФК с апарт-отелями, а в технопарке «Нагатино-ЗиЛ» - медицинского кластера площадью 669 500 кв. м. 82 га займут «озелененные участки» - парки, скверы, общественные пространства, пешеходные зоны и набережные (следует из презентации проекта).

Масштабы промзоны позволяют создать здесь городской район для проживания 30 000 человек, в котором также появится 45 000 новых рабочих мест (сейчас - 16 000).

Ранее сообщалось, что в проект заложена реорганизация сборочного производства автомобилей «МосавтоЗиЛ» с развитием инновационных проектов. Известно, что «МосавтоЗиЛ» подписал предварительное трехстороннее соглашение с концернами Renault и Fiat об организации на территории ЗиЛа контрактного производства автомобилей этих марок. Производство может заработать уже в I квартале 2014 г.

Проект, который уже реализуется в Нагатинской пойме, - технопарк Nagatino i-Land. Девелопер - компания «Московский бизнес инкубатор» на участке в 32 га (арендован у города на 49 лет) планирует построить более 900 000 кв. м недвижимости. Объем инвестиций оценивают в $2 млрд. Первая очередь - 216 000 кв. м - введена в 2010 г. В IV квартале прошлого года началось строительство второй очереди - 144 000 кв. м офисных, торговых и гостиничных площадей. Сдать вторую очередь планируется в 2014-2015 гг. Весь проект разбит на пять очередей.

Еще один сосед ЗиЛа - Нагатинский затон. В конце октября правительство Москвы утвердило проект планировки промзоны (33 га), на территории которой сейчас расположен Московский судостроительный и судоремонтный завод (МССЗ, с 1936 г. здесь было построено более 1800 судов), занимающий около 15 га. Основной владелец завода - группа AEON Романа Троценко. В проект планировки попал и прилегающий участок площадью 15,6 га, который выкуплен структурами Троценко, сообщали со ссылкой на чиновника мэрии «Ведомости».

Развивать проект Троценко будет на паритетной основе с партнерами - компанией «Ферро-строй», принадлежащей совладельцам Evraz Group Александру Абрамову и Александру Фролову, сообщил «Ведомостям» представитель МССЗ. Предполагается создание нового микрорайона общей площадью более 566 000 кв. м, здесь появится жилье для 6000 человек и 7000 рабочих мест, социальная инфраструктура. Первая очередь - 280 000 кв. м жилой и коммерческой недвижимости, инфраструктура, инвестиции составят $1,3 млрд (40 млрд руб.). Вторая очередь предполагает строительство жилья (153 200 кв. м), нескольких многофункциональных центров, гостиницы, центра образования, указано в презентации Москомархитектуры. Дорожную сеть инвестор должен построить за свой счет. Это потребует 31,37 млрд руб. Судостроительный завод выведут в Рыбинск.