Правила игры: Ответственность за размеры пенсии

Одним из вопросов повестки дня форума в Давосе была пенсионная реформа. Дефицит пенсионных фондов волнует не только нас. За последние 30 лет средняя продолжительность жизни после выхода на пенсию в развитых странах выросла на пять лет. Правительства этих стран должны либо снижать базовые пенсионные выплаты, либо повышать пенсионный возраст. И то и другое вызывает серьезное недовольство, как показали, например, волны забастовок и протестов во Франции в 2010 г. и Испании в 2012-м.

Однако при существующих демографических трендах, когда живут дольше, а рожают меньше, занятые фактически в каждом секторе экономики европейских стран вынуждены будут либо перечислять большее количество денег из зарплаты на свои накопительные пенсионные счета, либо работать дольше, чем они первоначально планировали.

Россия, как всегда, в своем, особом режиме. Средний возраст выхода на пенсию у нас на 5-8 лет ниже, чем в развитых странах. А средняя ожидаемая продолжительность жизни в 65 лет всего на два года ниже, чем, скажем, в Германии или Великобритании. И если принимать во внимание только демографические тенденции, возраст выхода на пенсию у нас можно было бы поднять года на три. Особенно это касается женщин, продолжительность жизни которых в России и Европе отличается не так сильно, как у мужчин.

Как показало недавнее исследование Европейского университета в Санкт-Петербурге, в экономиках, живущих в основном за счет экспорта природных ресурсов, распределительные пенсионные схемы работают лучше, чем накопительные. Следовательно, вопрос балансировки базовой пенсионной системы в нашей стране чрезвычайно важен. Весьма возможно, однако, что такая балансировка вообще не может быть осуществлена без повышения пенсионного возраста. Иными словами, денег в государственном пенсионном фонде на достойную пенсию для всех имеющих на то право не хватит, какая бы изощренная формула для расчета фиксированных выплат ни была придумана.

Решение можно искать в сфере финансовых инноваций, с помощью которых искусно переложить ответственность за выбор размера пенсии с государственных плеч на плечи конкретного пенсионера. Например, путем введения персональных пенсионных планов, в рамках которых пенсионер сам выбирал бы, получать ли ему хорошую пенсию, скажем, восемь лет, а потом - никакой или же смехотворно малую пенсию - до самой смерти. Прецеденты таких схем на Западе существуют, но для реализации их в России необходимо разработать механизм так называемых пенсионных свопов (longevity swaps). Эти финансовые инструменты помогли бы переложить риски управления подобными схемами с фонда-провайдера на других участников финансового рынка - инвестбанки и проч., - готовых нести такие риски.