Facebook отправил сообщение
Facebook потратит $19 млрд на мобильный сервис WhatsApp. Это крупнейшая сделка на интернет-рынке за последние 13 летFacebook покупает мобильный мессенджер WhatsApp за $19 млрд, сообщили вчера компании. Сеть заплатит всем акционерам WhatsApp $4 млрд наличными и $12 млрд в виде акций, а также еще $3 млрд акциями основателям компании и сотрудникам, проработавшим к моменту сделки больше четырех лет. Соучредитель и гендиректор WhatsApp Ян Кум войдет в состав совета директоров Facebook.
Это самая крупная сделка в истории сети. Предыдущий рекорд Facebook поставил при покупке фотоприложения Instagram, тогда он заплатил около $1 млрд. Также покупка WhatsApp - крупнейшая сделка на интернет-рынке с 2001 г., когда было объявлено о «слиянии века» на $124 млрд телекоммуникационных гигантов Time Warner и AOL, указывает Bloomberg. Наконец, это крупнейшая в истории покупка стартапа с венчурным капиталом. Предыдущий рекорд, согласно Dow Jones VentureSource, был поставлен почти 20 лет назад, когда US West Media купила за $11,8 млрд провайдера Continental Cablevision. «Facebook явно покупает одного из своих главных конкурентов. Сеть получит 450 млн лояльных пользователей и удивительную историю успеха, но за ошеломительную стоимость», - говорит аналитик Bloomberg Industries Пол Суини.
История успеха WhatsApp действительно поражает. Компания была создана в 2009 г. выходцем с Украины Кумом и американцем Брайаном Актоном. В отличие от других мессенджеров WhatsApp не сотрудничает с рекламодателями и позволяет обмениваться сообщениями между телефонами при наличии интернета бесплатно в течение первого года, т. е. пользователь оплачивает трафик по тарифу своего мобильного оператора. Со следующего года стоимость использования WhatsApp составляет 99 центов в год. Таким образом, это будет первый платный продукт в портфеле Facebook. Меньше чем за пять лет компании удалось довести ежемесячную аудиторию до 450 млн пользователей, и каждый день она растет на 1 млн. Это самый быстрый рост в истории интернет-компаний. Для сравнения: ежемесячная аудитория Twitter пока что составляет 240 млн пользователей. WhatsApp обрабатывает примерно 50 млн сообщений в день, хотя штат компании насчитывает всего 100 человек. В прошлом году выручка WhatsApp составила $50 млн. При этом компания не тратит ни цента на продвижение: у нее в штате никогда не было ни пресс-секретаря, ни директора по маркетингу.
Кум и Актон сейчас владеют около 60% WhatsApp, что необычно много для интернет-компании, которая уже прошла через несколько раундов инвестиций. У Кума, по сведениям американского журнала Forbes, доля больше, чем у Актона, потому что идея сервиса принадлежит ему и он уже работал над проектом девять месяцев, прежде чем к компании присоединился партнер. Еще почти по 1% акций компании у десятка первых сотрудников WhatsApp.
Кум и Актон всегда тщательно избегали внимания, на офисах компании до сих пор нет таблички «WhatsApp», а первому их крупному инвестору Sequoia Capital, а точнее, партнеру этого фонда Джиму Гетцу потребовалось восемь месяцев, чтобы добиться встречи с ними. В 2011 г. Sequoia Capital вложила в компанию $8 млн, а в прошлом году - еще $50 млн. Причем в тот момент на счетах компании находилось более $8,5 млн и инвестиции были сделаны «про запас». Сейчас Sequoia Capital владеет около 20% WhatsApp. В прошлом году Sequoia Capital также продала Facebook свою долю в Instagram.
Еще в конце прошлого года Кум и Актон заявили The Wall Street Journal, что не намерены проводить IPO или продавать компанию. «Мы могли зарабатывать гораздо больше прямо сейчас, но не нацелены на это прямо сейчас, мы строим устойчивую компанию, которая будет тут следующие 100 лет», - говорил тогда Кум. Очевидно, перед предложением основателя и гендиректора Facebook Марка Цукерберга они устоять не смогли.
Почему Facebook готов заплатить за WhatsApp $19 млрд? Гетц объясняет это несколькими причинами: небывало быстрым ростом сервиса, его очень хорошей экономикой, правильной бизнес-моделью.
WhatsApp была зарегистрирована в марте 2009 г., когда уже существовало множество мобильных приложений для обмена текстовыми сообщениями между смартфонами с оплатой только за сотовый трафик.
Например, было мобильное приложение Tango, на смартфонах Blackberry работал популярный мессенджер BBM, практически у каждого мессенджера для настольных компьютеров были собственные приложения - у ICQ, Skype, Gtalk от Google. Но в отличие от них WhatsApp зарабатывала не на рекламе или продвижении игр, а стала брать плату с пользователей. В США, по расчетам компании, это позволяет каждому пользователю экономить до $150 в год на sms. От других ранних мобильных мессенджеров WhatsApp также отличался простым, понятным интерфейсом и стабильной работой, объяснял Гетц. В нем не нужно даже регистрироваться в системе и создавать отдельный профиль, она опознает каждого пользователя по телефонному номеру смартфона.
WhatsApp поможет Facebook закрепиться в Азии, где более популярны мобильные, а не компьютерные коммуникационные сервисы, считает предправления компании Spirit Андрей Свириденко. Он говорит, что WhatsApp в Азии не очень популярен, но он выглядит более выигрышно, чем Facebook Messenger. Также WhatsApp популярнее Facebook у мобильной аудитории в развивающихся странах, особенно в Бразилии.
Facebook заверил Кума и Актона, что в WhatsApp не будет рекламы и им не придется поступиться своими принципами - конфиденциальностью данных пользователей, отсутствием рекламы, максимально простым и удобным интерфейсом. Если Facebook хранит данные о пользователях на своих серверах, то WhatsApp заявляет, что принципиально этого не делает. «WhatsApp на пути к тому, чтобы соединить миллиард человек. Сервисы, способные достигать такой планки, - невероятно ценные активы», - прокомментировал сделку Цукерберг. Но пока что Facebook не намерен отказываться от развития собственного мессенджера Facebook Messenger.
Что именно будет делать Facebook c WhatsApp, пока неизвестно. Почти полтора года назад соцсеть приобрела Instagram, и до сих пор эти сервисы существуют практически независимо друг от друга.