Донецк ждет ответа

Пророссийские активисты заняли административные здания на востоке Украины, но это не привело вчера к отчетливой реакции России. Ее ответ зависит от того, как поведут себя киевские власти
Активисты в здании донецкой обладминистрации/ Alexander Khudoteply/ AFP

Исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов пообещал вчера провести «антитеррористические мероприятия» в ответ на захваты административных зданий пророссийскими активистами на Восточной Украине. Однако к моменту подписания номера киевские власти не предприняли никаких реальных силовых действий ни в Донецкой, ни в Луганской областях, где сложилась наиболее напряженная ситуация, а люди, занявшие здания управлений Службы безопасности Украины, получили доступ к оружейным комнатам. В Донецке активисты провозгласили в захваченном ими здании облгосадминистрации Донецкую народную республику и обратились к президенту России Владимиру Путину с призывом прислать миротворческий воинский контингент.

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков был вчера не готов прокомментировать события на Восточной Украине. МИД РФ отреагировал официальным заявлением, в котором сообщил, что в Москве «внимательно наблюдают» за ситуацией и по-прежнему считают, что без федерализации, закрепления особой роли русского языка и внеблокового статуса Украины обеспечить стабилизацию государства нельзя. На обвинения киевских властей в адрес России МИД ответил фразой: «Хватит кивать на Россию, обвиняя ее во всех бедах сегодняшней Украины» - и призвал Киев «прислушаться к народу».

Председатель комитета по обороне Совета Федерации Виктор Озеров разъяснил, что миротворческий контингент может быть введен только в рамках международных норм - например, с санкции Совбеза ООН. Получить комментарии в Минобороны России вчера не удалось. По словам бывшего чиновника Минобороны, реакция России на события на востоке Украины зависит от действий украинских властей: если эти действия не приведут к тяжелым последствиям, то и силового российского ответа не будет.

При этом возможности киевских властей провести масштабную силовую акцию на востоке Украины представляются весьма ограниченными, говорит человек, близкий к МВД Украины. Силовые структуры после майдана остаются деморализованными. Милиция на востоке, как показали последние события, не горит желанием бороться с пророссийскими активистами, собрать же достаточные силы в других регионах и послать их на восток тоже весьма сложно, а боеспособность новосозданной национальной гвардии низка.

В Донецке, Луганске и Харькове предпринимается попытка повторить крымский сценарий, но без введения российских войск, происходящее там инспирировано российскими спецслужбами, говорит Сергей Соболев, и. о. руководителя фракции «Батькивщина» в парламенте Украины. К последним событиям причастны только жители этих регионов, возражает депутат Госдумы Роберт Шлегель, член комитета по делам СНГ. Реакция России зависит от того, как будут развиваться события, пока ее прогнозировать трудно, говорит депутат.

Зампредседателя Совета нацбезопасности и обороны Украины Виктория Сюмар заявила, что «право­охранительные структуры на местах пассивны и практически бездействуют, а так называемые местные элиты откровенно подыгрывают сепаратистам». Нельзя исключать, что отсутствие официальной реакции Москвы может быть связано как раз с последним фактором, считает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов: в России, возможно, пытаются понять, какова доля в этих событиях стихийного и инспирированного, и не спешат с четкой реакцией, поскольку она свяжет руки для дальнейших действий.

Аналитик украинской компании Dragon Сapital Сергей Гайда напоминает, что самый крупный холдинг в Донецкой области и на Украине - «Метинвест» Рината Ахметова. «Металлургические активы холдинга расположены в основном в Донецкой и Запорожской областях, тогда как рудные ГОКи - в Днепропетровской области. Таким образом, если «Метинвест» перейдет на территорию России, получать руду со своих активов на Украине ему будет затруднительно».

Кроме того, угольная промышленность на Украине - отрасль дотационная. В прошлом году правительство направило на поддержание угольного сектора 13 млрд гривен ($1,5 млрд), вспоминает Гайда. «Вполне возможно, что [в случае присоединения Донецкой области к России] эта нагрузка может лечь и на плечи российского бюджета», - говорит аналитик Rye, Man & Gor Securities Андрей Третельников.