UCP отправил телеграмму в суд

Спор совладельцев «В контакте» переродился из обмена колкостями в обмен исками. Фонд UCP Ильи Щербовича обвиняет партнеров в причинении ущерба сети, те оспаривают вхождение UCP во «В контакте»
Совладелец «В контакте» требует передать мессенджер Telegram под контроль социальной сети/ М. Стулов/ Ведомости

Mail.ru Group не осталась в долгу: вчера Дуров сообщил на своей странице в соцсети, что Bullion Development Ltd., которая до февраля 2014 г. принадлежала ему, затем месяц - гендиректору «Мегафона» Ивану Таврину, а теперь - Mail.ru Group, подала иск к UCP в лондонский арбитраж. Bullion требует признать незаконной прошлогоднюю сделку, в результате которой UCP приобрел 48% VK.Com у бывших партнеров Дурова - Вячеслава Мирилашвили и Льва Левиева. Сделка законна, не раз отвечал UCP.

Юридические действия, которыми еще в январе грозил фонд UCP Ильи Щербовича основателю и совладельцам «В контакте», вчера стали реальностью. UCP, владеющий 48% компании VK.Com Ltd. (контролирует 100% ООО «В контакте»), сообщил, что подал иски к основателю крупнейшей социальной сети рунета Павлу Дурову, контролирующему акционеру VK.Com - холдингу Mail.ru Group, а также к самой VK.Com, Bullion Development Ltd. (владеет 12% ее акций) и представителю Bullion в совете директоров VK.Com Георгию Азарову. Иск, по сути, один, но подан в два суда - Восточно-Карибский верховный суд и Высокий суд правосудия Виргинских островов, следует из копии иска, с которой ознакомились «Ведомости».

Основная претензия UCP - нарушены его права как акционера VK.Com: будучи гендиректором «В контакте», Дуров одновременно развивал конкурирующий проект - мессенджер Telegram, тем самым, по мнению истца, нанося ущерб социальной сети. В исках UCP требует, чтобы суд принудил владельцев Telegram передать этот проект под контроль самой «В контакте».

Каковы аргументы фонда? Он считает, что Павел Дуров и его брат Николай (разработал протокол для Telegram), работая во «В контакте», были непосредственно вовлечены в разработку Telegram. Участвовали в этом проекте, по его данным, и другие сотрудники «В контакте» - Илья Перекопский, Андрей Рогозов, Андрей Лопатин, Игорь Дьяконов, Любовь Зубкова и др. Офис, в котором трудились разработчики Telegram, с января 2012 г. до апреля 2013 г. снимала «В контакте»; она же оплачивала для них компьютеры, интернет и другую инфраструктуру, говорится в иске. Вдобавок, по данным истца, многие из них работали в Telegram, одновременно получая зарплату во «В контакте», а также премии - за разработку Telegram.

Между тем Telegram конкурирует с «В контакте», уверен UCP: он тоже позволяет пользователям общаться друг с другом, обмениваться файлами и фото. В 2012 г. «В контакте» пыталась создать свой мессенджер, но он не имел успеха; в отличие от него Telegram сразу стал пользоваться популярностью, а значит, является «очень ценным активом», пишет истец.

Даже для разработки стороннего мессенджера Дуров использовал средства «В контакте», утверждает UCP. Дуров это неоднократно отрицал. В частности, он говорил «Ведомостям», что финансировал проект исключительно из средств фонда Digital Fortress, вырученных от продажи доли «В контакте» в 2010 г. Telegram он называл некоммерческим проектом.

Претензия UCP к Mail.ru Group сводится к тому, что она совместно с Дуровым, по мнению истца, препятствовала расследованию экономической деятельности «В контакте». У Mail.ru уже есть мессенджеры ICQ и Mail.ru@Agent и не в ее интересах делать так, чтобы Telegram становился частью «В контакте», говорится в иске. Более того, на одном из советов директоров VK.Com (в октябре 2013 г.) представители Mail.ru Group заявили: группа не хочет, чтобы российские спецслужбы связывали ее с Telegram, так как одно из преимуществ этого мессенджера - повышенная защита от внешнего доступа. В этом духе высказывался и сам Дуров: популярность Telegram он объяснял независимостью от российской юрисдикции и отказом от сотрудничества с российскими спецслужбами - для «В контакте» и ее акционеров так действовать было бы опасно.

Mail.ru Group изучает иск UCP, на первый взгляд обвинения безосновательны, сказала вчера представитель группы Ксения Чабаненко.

Telegram вполне может стать хорошим бизнесом, считает человек, близкий к UCP. Ранее представители Telegram заявляли, что ежемесячная аудитория мессенджера составляет 35 млн человек. Эту аудиторию можно быстро монетизировать, полагает собеседник «Ведомостей», приводя в пример мессенджер WhatsApp, за который Facebook заплатил в начале 2014 г. $19 млрд. У WhatsApp 450 млн активных пользователей в месяц, и платит лишь часть из них, да и то номинальный $1 в год. Тем не менее выручка WhatsApp в 2013 г. составила $50 млн, а на продвижение компания не тратит ни цента: у нее никогда не было ни директора по маркетингу, ни пресс-секретаря.

Вчера же UCP сообщил, что приобрел три компании, управляющие некоторыми частями бизнеса Telegram, чтобы впоследствии передать их «В контакте». «Ведомостям» удалось выяснить, что речь идет об американских Telegram LLC, Digital Fortress и Pictograph. По словам человека, близкого к акционерам VK.Com, эти компании UCP приобрел у Акселя Неффа, ранее отвечавшего за международный бизнес «В контакте». Сам Нефф на вопросы «Ведомостей» не ответил, но Дуров подтвердил эту информацию «Ведомостям», добавив: доступ к этим компаниям фонд получил незаконно. «Аксель Нефф по моему поручению занимался переводом этих американских компаний с их торговыми марками на некоммерческую организацию Telegram - этому есть неопровержимые документальные свидетельства, включая письма самого Акселя, - объясняет Дуров. - Однако вместо выполнения своих обязательств передо мной и Николаем он тайно продал эти компании стороннему фонду». Дуров обещает защищать права на них - в истории со сменой их владельца, по его мнению, «налицо все признаки мошенничества».

Впрочем, вся инфраструктура, технологии и команда Telegram по-прежнему контролируются Дуровым и его братом и расположены за пределами США, поэтому «худшее последствие» этой сделки, которую Дуров оценивает как «рейдерский захват», «в том, что проекту придется поменять название на территории США».

В английском праве есть понимание того, что гендиректор не может в рабочее время заниматься посторонними делами, а тем более создавать конкурирующий бизнес и использовать для этого сотрудников своей компании, говорит партнер юридической фирмы King & Spalding Илья Рачков. Вопрос в том, какие доказательства представит истец (распечатки переговоров, переписку и т. п.): если UCP докажет, что Дуров нарушал фидуциарные обязанности, то суд может постановить вернуть то, что он создавал для себя, под контроль «В контакте». Другое дело, что UCP еще придется доказать, что именно Дуров - владелец Telegram, напоминает Рачков. Газете «Известия» Дуров говорил, что не является «ни собственником, ни сотрудником этих [Telegram LLC, Pictograph LLC] компаний».

В акционерном соглашении «В контакте» наверняка прописана фидуциарная ответственность Дурова не столько как гендиректора компании, сколько как ее акционера, совмещающего этот статус с руководством бизнесом, говорит руководитель отдела корпоративного права юридической компании Sameta Маргарита Сологубенко. Одна из таких обязанностей - не участвовать в конкурирующем бизнесе. Если суд установит, что Дуров нарушил эту обязанность и, как следствие, причинил убытки «В контакте», то суд может обязать его выплатить компенсацию, но не передать Telegram «В контакте», считает юрист.

Возмещение ущерба, нанесенного Дуровым сети «В контакте» и ее владельцам, - тоже одно из требований UCP. Сумма не называется, но, если суммировать цифры, приведенные фондом в иске (строительство и оплата дата-центра, аренда офиса, премии и т. п.), набегает до 1 млрд руб. «Эти суммы могут составить сотни миллионов долларов», - предполагает человек, близкий к одному из совладельцев VK.Com.

«Я никогда не занимался в компании ни закупкой оборудования, ни работой с контрагентами, - парирует Дуров. - Все бизнес-направление было под полным контролем братьев Перекопских в офисе на Лиговском в Петербурге, где я бывал пару раз в год».