Татарстану нужен бренд

Татарстан может принимать вдвое больше туристов, чем сейчас. Австрийская Kohl & Partner составила республике мастер-план по развитию туризма
Болгар - древнее городище X-IV вв. - архитектурный памятник Волжской Булгарии/ bolgar.info

Татарстан рассчитывает на 2,4 млн туристов в этом году, сообщил «Ведомостям» председатель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов. По его словам, в прошлом году республику посетило около 2,1 млн туристов, примерно 10% были иностранцы.

Президент Татарстана Рустам Минниханов 3 марта передал функции по осуществлению государственной политики в сфере туризма от министерства по делам молодежи, спорта и туризма вновь созданному Агентству по туризму, 20 марта агентство преобразовано в государственный комитет Татарстана по туризму.

Емкость туристического рынка Татарстана вдвое выше, чем здесь принимают туристов, говорит Иванов. По его мнению, удвоения можно добиться даже без дополнительного строительства инфраструктуры. По данным республиканского министерства молодежи, спорта и туризма, в Татарстане на начало года насчитывалось 347 коллективных средств размещения на 35 448 человек.

Основными направлениями туризма в Татарстан останутся культурно-познавательный, деловой и семейный, говорит Иванов. По его мнению, в этом году будут популярны классические места посещения - Казань, Болгар, Свияжск, Елабуга, Лаишевский район, набирает популярность Тетюшский район благодаря музеям Тетюш и усадьбе «Долгая поляна», где проходят интерактивные экскурсии.

По данным председателя комитета по туризму исполкома Казани Евгении Лодвиговой, в прошлом году столицу РТ посетило более 1,5 млн туристов. Планируется, что в этом году количество туристов возрастет до 1,8 млн человек благодаря внутреннему туризму, говорит она. По словам Лодвиговой, рост может быть достигнут за счет проведения мероприятий - прежде всего спортивных. На майские праздники в казанских отелях загрузка была 97%, но в среднем инфраструктуры достаточно даже при двукратном увеличении турпотока: «Это вопрос координации мероприятий во времени, чтобы нагрузка на отели была равномерной».

Больше всего в Казань ездят москвичи, которых привлекает город с высоким уровнем жизни и ценами в разы ниже, чем в Москве, говорит сотрудница городского туристско-информационного центра. На втором месте - туристы из Санкт-Петербурга и городов Поволжья, на третьем - Урал (Екатеринбург). В основном туристы - это семейные пары или группы молодежи. Также приток дает событийный туризм, например футбольные матчи, говорит сотрудница турцентра. Президент Ассоциации туристских агентств Татарстана Рамиль Мифтахов надеется на отложенный спрос. По его словам, люди узнали о Казани благодаря Универсиаде-2013 и теперь хотят посетить город.

Татарстан - один из пяти ведущих туристических регионов России (исходя из числа ночевок приезжих в год), говорится в мастер-плане развития туризма в республике, подготовленном австрийской Kohl & Partner. В прошлом году количество ночевок составило 10 млн (почти в два раза больше, чем в 2012 г.), на долю Казани приходится половина, следом за ней - Набережные Челны, Зеленодольский район, Нижнекамск. По мастер-плану основные препятствия для развития туризма в Татарстане: недостаточная известность достопримечательностей и мест отдыха республики в России и за рубежом; малое количество достопримечательностей за пределами Казани; отсутствие туристического бренда; большие расстояния между туристическими объектами.