«Мечел» без Зюзина

Основатель и владелец «Мечела» Игорь Зюзин может быть отстранен от управления компанией. Этим могут заняться банки - кредиторы «Мечела». Они же готовы подыскать и покупателя для компании
Возможно, Игорю Зюзину осталось недолго владеть и управлять «Мечелом»/ Сергей Бобылев/ ИТАР-ТАСС

По состоянию на 10 апреля крупнейшими кредиторами «Мечела» были Газпромбанк ($2,3 млрд), ВТБ ($1,8 млрд) и Сбербанк ($1,3 млрд). Представители Газпромбанка и Сбербанка от комментариев отказались. Их коллега из ВЭБа на вопросы не ответил.

Шесть лет назад «Мечел» достиг расцвета - он стоил $24 млрд. В пятницу на Московской бирже «Мечел» стоил 23 млрд руб. (около $675 млн по текущему курсу), в Нью-Йорке - $964,5 млн. Компания едва справляется с гигантским долгом. В 2013 г. затраты на его обслуживание составили $742 млн, а EBITDA компании - $730 млн.

Банки - кредиторы «Мечела» готовы к решительным мерам. Они могут отстранить основного владельца и председателя совета директоров Игоря Зюзина от управления компанией, а затем найти нового владельца.

«Мы работаем сегодня с «Мечелом» по реструктуризации кредитов, чтобы компания смогла выполнить свои обязательства. Есть и другой вариант: согласно ему нынешний владелец лишается пакета акций, а банки-кредиторы продают его новому акционеру, который в состоянии внести необходимые средства и улучшить работу компании. Но пока мы этот вариант не рассматриваем», - заявил «Ведомостям» президент ВТБ Андрей Костин. «На уровне кредитных комитетов мы активно обсуждаем сейчас два варианта - первый, при котором нынешний операционный менеджмент «Мечела» заменят представители банков и таким образом кредиторы полностью возьмут под контроль ситуацию, и второй, при котором банки получат полный контроль на акционерном уровне и распродадут активы», - говорит собеседник «Ведомостей» в одном из банков - кредиторов «Мечела».

О возможности отстранения Зюзина слышал топ-менеджер еще одного из банков-кредиторов. Но, по его словам, детально такой сценарий не прорабатывался. К тому же он таит в себе риски: отстранение собственника может привести к проблемам с долгом, могут обнаружиться и скелеты в шкафу. Вариант с конвертацией долга в акции невыгоден из-за неподходящей рыночной конъюнктуры: продавать доставшиеся за долги активы дешево никто не собирается, уточняет источник в банке.

«Кредиторы пока не смогли договориться друг с другом, на каких условиях забирать контроль у Зюзина», - резюмирует еще один собеседник среди кредиторов.

Зюзин не справляется с управлением компанией, должна прийти новая команда, чтобы реструктурировать актив, настаивает еще один источник в одном из банков. Зюзин всеми силами пытался избежать такого развития ситуации - он не раз поднимал вопрос о господдержке «Мечела» на совещаниях в правительстве, рассказывает участник совещаний. Но, по мнению высокопоставленного чиновника, из сложившейся ситуации без репутационных потерь Зюзин может выйти, только продав компанию. Бизнесмен предлагал ВЭБу долю в компании в обмен на помощь с долгом, рассказывает знакомый Зюзина. Но это ни к чему не привело.

Зюзин комментировать «Ведомостям» возможность его отстранения от управления категорически отказался. «Мы ведем с банками диалог о финансовой стабилизации компании, совместно прорабатываем различные варианты, но в любом случае в таком ключе переговоры не идут», - уверяет представитель «Мечела».

Столь жесткая позиция банков - свидетельство того, что покупатель на актив уже есть, считает миллиардер из золотой сотни Forbes. Знакомый Зюзина подозревает, что компанией заинтересовался Геннадий Тимченко. Подтвердить это «Ведомостям» не удалось. Собеседники в банках-кредиторах об этом не слышали. А представитель Volga Group Тимченко заявил, что «вариант приобретения «Мечела» не рассматривается, переговоров не ведется».

Происходящее с «Мечелом» закономерно. Зюзин не смог вовремя остановиться, он верил в собственную непогрешимость и продолжал покупать даже после кризиса, считает руководитель крупного частного инвестфонда, которому, по его словам, Зюзин предлагал долю в «Мечеле». «Мечел» - единственная компания в российском металлургическом секторе, долг которой только рос (см. график). В 2008 г. он за $1,5 млрд купил Oriel Resources (владела Тихвинским ферросплавным заводом и месторождениями в Казахстане), в 2009 г. - угольный холдинг Bluestone в США за 60% своих привилегированных акций (15% капитала) и $436 млн. В 2009-2010 гг. «Мечел» добавил активы находящегося на грани банкротства холдинга «Эстар», увеличив долг еще на $1 млрд.

Сейчас чистый долг «Мечела» составляет $8,6 млрд.

Компания спохватилась только осенью 2012 г. «Мечел» объявил распродажу активов, надеясь выручить $1 млрд. Но заработать удалось чуть более $500 млн. Второй этап распродажи компания объявила в январе. Теперь «Мечел» ищет покупателя на долю в «Эльгаугле», который владеет лицензией на гигантское Эльгинское месторождение угля в Якутии. Участием в проекте заинтересовались корейская Posco и китайская Baosteel. А дорогу к месторождению могла бы купить РЖД, но пока денег на это у государства нет, сказал в субботу вице-премьер Аркадий Дворкович.