VW ищет авторов грязных моторов

Концерн начал работу над созданием экологичных дизельных двигателей 10 лет назад/ Д. Гришкин/ Ведомости

В ходе расследования отстранены от обязанностей главный инженер Audi Ульрих Хакенберг, Вольфганг Хац, руководящий в концерне разработкой двигателей и трансмиссий, и еще ряд специалистов, сообщили люди, знакомые с ситуацией. Детали расследования не разглашаются, но, по словам источников, оно касается также Хайнца-Якоба Нойссера, отвечающего за развитие бренда Volkswagen.

Концерн начал работу над созданием экологичных дизельных двигателей 10 лет назад, когда брендом Volkswagen руководил выходец из Daimler Вольфганг Бернхард. Он должен был создать дизельный двигатель для американского рынка – проект ЕА 189 – и решил использовать технологию BlueTec, разработанную Daimler и Robert Bosch. Многие инженеры считали, что собственная технология Volkswagen недостаточно снижает выбросы, признает один из топ-менеджеров: «В свете предстоявшего ужесточения экологических требований мы считали важным использовать технологию, которая будет пригодна следующие 15 лет».

Против отказа от собственной технологии выступили Хакенберг и Хац, работавшие тогда под руководством Винтеркорна в Audi.

В 2007 г. Бернхард покинул Volkswagen, а концерн возглавил Винтеркорн, который назначил Хакенберга и Хаца ответственными за разработку двигателей. Вскоре концерн отказался от применения BlueTec, поскольку не хотел использовать бренд конкурента.

В сентябре 2015 г. стало известно, что Volkswagen поставил на дизельных автомобилях программное обеспечение, позволяющее во время тестов снижать уровень вредных выбросов. Из-за скандала концерну придется отозвать 11 млн автомобилей, его капитализация сократилась примерно на 40%. Винтеркорн ушел в отставку, а гендиректором концерна стал Маттиас Мюллер, руководивший Porsche.

Предполагается, что это программное обеспечение было установлено на ЕА 189 незадолго до начала их производства в 2008 г., утверждают два человека, знакомых с ситуацией.

Бернхард и Бернд Пишетсридер, возглавлявший концерн до 2007 г., в сентябре выпустили совместное заявление, в котором опровергли свою причастность к скандалу. Хакенберг и Хац не ответили на запросы, Нойссер отказался от комментариев.

Хакенберг и Хац считаются одними из лучших автомобильных инженеров в Германии. Оба они специалисты, признанные на международном уровне, отмечает Фердинанд Дуденхоффер, руководитель Центра автомобильных исследований в Университете Дуйсбург-Эссена: «Volkswagen будет сложно заменить их».

WSJ, 5.10.2015, Алексей Невельский