От редакции: Поколение К.

Что бы ни говорили о Киотском протоколе, сегодня этот международный договор, нацеленный на борьбу с глобальным потеплением, вступает в силу. Это означает, что благие пожелания экологов к промышленным странам снизить к 2012 г. выбросы парникового газа на 5,2% от уровня 1990 г. становятся обязательством для всех стран, подписавших протокол.

Это случилось исключительно благодаря России, которая ратифицировала протокол в ноябре прошлого года. Документ перестал быть простой декларацией: число участников стало достаточным, для того чтобы запустить предложенный мировым сообществом механизм спасения климата планеты.

Казалось бы, Россия может улучшить свой подпорченный имидж, представ в роли экологического лидера. Но страна остается пока равнодушной к киотскому процессу. Его недостатки всем известны: угроза ограничения экономического роста, научная спорность, отказ США, Китая, Индии и многих других стран присоединиться к протоколу, наконец, очень забюрократизированный механизм реализации, который советник президента России Андрей Илларионов называет не иначе как “новый фашизм”.

Во многом советник прав, но раз уж протокол подписан, перед российскими чиновниками возникает необходимость его выполнять. Они могут выбрать политику “итальянской стачки” – со всем соглашаться и ничего не делать, – а могут попытаться найти выгоды от протокола для страны.

Эти выгоды известны. С 1990 г. выбросы парниковых газов в России уменьшились более чем на 30%, в то время как в Европе, Японии и Канаде они увеличились на 10–20%. Это означает, что для выполнения требования Киотского протокола этим странам придется либо сокращать уже действующее промышленное производство – гораздо более реальная проблема, чем дискуссионные размеры российского ВВП в 2012 г., – либо покупать квоты на выброс у тех стран, которые имеют излишки.

По оценкам Всемирного банка, больше всего таких излишков сейчас приходится на долю России и Украины (около 70%), которые могут рассчитывать примерно на $10 млрд от их продажи. Не воспользоваться возможностью получить эти деньги глупо. И в отличие от дела “ЮКОСа” эти доходы позволят улучшить отношения России с партнерами за рубежом, в том числе странами G7.