Статья опубликована в № 1326 от 16.03.2005 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Купите “Шереметьево”

От редакции: Купите “Шереметьево”

Отчаявшись найти для крупнейшего аэропорта страны достойную управляющую компанию, чиновники решили и вовсе от него избавиться. Росимущество предложило президенту Владимиру Путину исключить “Шереметьево” из списка стратегических предприятий, чтобы ничто не мешало включить его в программу приватизации.

Попытка найти для международного терминала частную управляющую компанию началась со скандала и закончилась ничем. Весной 2003 г. президент “Альфа-групп” Михаил Фридман написал письмо премьер-министру Михаилу Касьянову с предложением передать аэропорт в управление компании “Альфа-Эко”. Поддержав идею Фридмана в принципе, премьер решил для приличия провести конкурс, с которым сразу все не заладилось. Одно из конкурсных условий требовало, чтобы отчетность претендентов была заверена аудитором “большой четверки”. Но вместо компании Deloitte чиновники почему-то включили в нее юридическую фирму Baker & McKenzie, которая не только не входит в “четверку”, но и вообще не занимается аудитом. Досадная ошибка автоматически отсекала от участия в конкурсе потенциальных конкурентов “Альфы”, ведь аудитором “Аэрофлота”, “Ист Лайна” и “Системы” был именно Deloitte.

Чтобы замять скандал, условия конкурса пришлось изменить, но “Альфа” все равно победила, после чего началось самое интересное. Неожиданная отставка Касьянова помешала ему утвердить итоги конкурса, а новый премьер Михаил Фрадков заявил, что в этом деле еще нужно разобраться, и разбирается до сих пор, аэропорт продолжает работать и без управляющей компании и постоянного гендиректора, а представители “Альфы” в неофициальных беседах с корреспондентами “Ведомостей” утверждают, что этот актив их больше не интересует.

Теперь чиновники, видимо, решили, что продать “Шереметьево” без злоупотреблений проще, чем организовать честный конкурс среди управляющих компаний. Трудно сказать, есть ли здесь логика. Но в приватизации аэропорта как таковой нет ничего крамольного. Сам аэродром – т. е. взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки и светосигнальное оборудование – по закону приватизировать все равно нельзя, так что государство в любом случае из “Шереметьево” никуда не денется. В США, Франции и Испании аэропорты находятся в государственной собственности, а в Великобритании, Германии и Израиле – частично или полностью переданы в частный сектор. Однозначного ответа на вопрос, что эффективнее, эксперты не дают. Опыт “Домодедово” показывает, насколько частный аэропорт может оказаться лучше и удобнее государственного (после приватизации в “Домодедово” перебрались British Airways, SwissAir, Emirates, израильская El Al и другие авиакомпании), но результат приватизации может быть и иным. В каждом конкретном случае он зависит от готовности инвесторов вкладывать деньги и готовности государства контролировать выполнение всех условий продажи. А для начала – провести честный конкурс или аукцион. А с этим, как показывает история “Шереметьево”, могут быть большие проблемы.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать