Не игрушка

Американский миллиардер Малкольм Глэйзер получил контроль над самым дорогим футбольным клубом мира – Manchester United, после чего разгневанные болельщики вышли к стадиону Old Trafford с плакатами “Не продается”. Сравнение с покупкой Романом Абрамовичем клуба Chelsea напрашивается: в обоих случаях иностранный миллиардер купил клуб в Великобритании, где его никто не ждал. Оба бизнесмена делают из публичной компании частную. К концу недели Глэйзер собрал уже 74,8% акций MU; докупив сегодня еще 0,2%, он получит право вывести компанию из листинга. Однако на этом сходство заканчивается.

Абрамович купил Chelsea на краю банкротства, заплатив 60 млн фунтов ($112 млн). Глэйзер же покупает клуб, зарабатывающий больше всех остальных футбольных клубов мира. Оферта Глэйзера оценивает его в 790 млн фунтов (почти $1,5 млрд), хотя сейчас бизнесмен платит меньше, так как 28,1% акций он собрал ранее. Абрамович погасил все долги Chelsea, Глэйзер же берет в долг 265 млн фунтов, которые попадут на баланс MU, и выпустит ценные бумаги на 275 млн фунтов под обеспечение собственными активами.

Глэйзеру необходимо зарабатывать на MU деньги: он прежде всего бизнесмен. Он каждый сезон повышал цены билетов на матчи команды американского футбола Tampa Bay Buccaneers, которую купил в 1995 г. за $192 млн. Сейчас Buccaneers, переехав на новый стадион и выиграв Суперкубок, стоит, по оценке Forbes, $779 млн. “Знаю, моя команда сильно выиграла от прихода Абрамовича, но Глэйзер – совсем другой экземпляр, – пишет болельщик Chelsea на интернет-форуме Би-би-си, обращаясь к фанатам MU. – Ваш клуб будет для него не личной игрушкой, а дойной коровой. Он может высосать из вас всю кровь”. Болельщики опасаются, что Глэйзер повысит цены на билеты и товары под маркой MU, и уже клянутся бойкотировать матчи и не покупать товары клуба и его спонсоров Vodafone и Nike.

Коммерческая составляющая в футболе неотделима от зрелища, и клубу нужно тратить большие деньги на игроков, а таких финансовых ресурсов, как у Абрамовича, у Глэйзера нет (состояние губернатора Чукотки журнал Forbes оценивает в $13,3 млрд против $1,1 млрд у американца). Часть доходов нужно будет направлять на погашение долгов, а не инвестировать их в команду. “Я заинтригован. Пытаюсь найти, чего я не понимаю, потому что сейчас я действительно не понимаю”, зачем Глэйзер купил MU, сказал Би-би-си бывший владелец Tottenham Алан Шугар.

Но если Абрамовича порой сравнивали с восточными шейхами, которые до прихода русских сорили деньгами в Лондоне (успехи Chelsea, правда, могут сделать клуб вполне состоятельным бизнесом), то Глэйзер, вероятно, видит себя классическим американским бизнесменом. Он готов решать тяжелые вопросы руководства крупной компанией: организовать поглощение на заемные средства, разрулить ситуацию с акционерами и профсоюзами (в роли которых можно рассматривать болельщиков), разработать бизнес-стратегию и добиться роста рентабельности.