От редакции: Двойка по “восьмерке”

“Большая восьмерка” – клуб богатейших демократий мира, пытающихся вырабатывать единую политику по важнейшим глобальным проблемам современности, – просто по своей природе претендует на статус некоего “мирового правительства”. Поэтому членство, а тем более председательство в “восьмерке” – это не просто показатель международного признания страны или ее веса на международной арене, но и большая ответственность.

Российские власти сегодня более всего озабочены тем, чтобы на саммит в Санкт-Петербург приехал президент США Джордж Буш, подтверждая тем самым внешнеполитический триумф Москвы и восстановление ее веса на мировой арене. Но председатель G8, реально мешающий ее работе, – это нонсенс. Согласие остальных членов “восьмерки” на председательство России на этом фоне выглядит жестом доброй воли, стремлением не допустить роста изоляции нашей страны от Запада.

Но, как показывают исследования специальной группы по изучению “восьмерки” при Университете Торонто, “мировое правительство” далеко не блестяще справляется с решением тех задач, которые само же перед собой ставит. Группа на основе репрезентативной выборки поставленных на последнем саммите целей – в этом году была выбрана 21 тема из 212 обсуждавшихся в Глениглз в 2005 г. – оценивает успехи G8 в решении глобальных проблем. Базой же для оценки служат правительственные программы и заявления, внесенные на рассмотрение парламентов законопроекты и иные публичные документы. И хотя G8 добилась наилучшего результата по всей совокупности проблем за последние четыре года – 47,3%, этот результат не столь уж впечатляет. Например, результативность саммита в Окинаве в 2000 г. составила 81,4%.

По разным направлениям – разные результаты. Например, по проблемам ближневосточного урегулирования, перехода к возобновляемым источникам энергии и климатических изменений в мире прогресс G8 исследователи почему-то оценили в 100% (т. е. все действия всех стран-членов в точности соответствуют задачам). Еще по девяти вопросам показатели удовлетворительные и находятся в интервале 44–89%. Зато по девяти другим дела обстоят неважно – в частности, с финансированием борьбы с ВИЧ/СПИД (22%), с отменой экспортных субсидий, мешающих наименее развитым странам выбираться из бедности (11%), хромает и борьба с международной преступностью (11%). Совсем никакого прогресса не увидели исследователи по вопросу о списании долга беднейшим африканским странам – 0%. А в вопросе о повышении качества госуправления и борьбе с коррупцией действия и заявления G8 противоречат поставленной цели: показатель равен -11%.

Получается, что опасения президента Путина о том, что G8 может превратиться в “сборище жирных котов”, высказанные на недавней пресс-конференции, не совсем беспочвенны. Но проблема в том, что Россия в нынешней G8, по данным упомянутого доклада, главный аутсайдер с отрицательным показателем -14% против 71% у США и 67% у предыдущего председателя G8 – Великобритании. Наша страна не просто не улучшает, а скорее портит показатели “восьмерки” по многим проблемам, так что упомянутые Путиным “собаки” не так уж напрасно “лают”.