От редакции: Страху на доллар

Чтобы прославиться на всю Россию, американскому финансисту Джиму Роджерсу потребовалось лишь три дня. В понедельник вечером в интервью Bloomberg TV он предсказал скорое падение доллара, и с тех пор его наперебой цитируют все российские СМИ – от федеральных телеканалов до районных газет.

Понятно, почему нам так нравится эта новость. В ней сконцентрированы надежды на скорое улучшение жизни – на то, что в результате девальвации доллара нефть начнет дорожать, у всех опять появятся деньги, а кризис закончится. Мы готовы верить даже малознакомому американцу, единственным доказательством авторитета которого в наших глазах является история его дружбы со знаменитым инвестором Джорджем Соросом.

Они действительно в 1970-х гг. вместе основали фонд, добившийся невероятных успехов – за 10 лет стоимость портфеля фонда выросла на 4200%. Правда, Роджерс вышел из этого бизнеса 28 лет назад и стал путешественником. К инвестиционному бизнесу он вернулся в последние годы, щедро раздавая интервью и делясь прогнозами. Они выглядели абсолютно маргинальными, пока не начали сбываться. Например, Bloomberg напоминает об интервью Роджерса 27 апреля этого года, в котором он предсказал рост доллара. Еще раньше Роджерс спрогнозировал взлет товарных рынков и повышение стоимости нефти почти до $150 за баррель.

В пользу того что финансист-путешественник не ошибается и сейчас, говорит много фактов. Государственный долг США достиг $10 трлн, и стране требуется все больше денег для спасения от кризиса. Новый план помощи экономике, объявленный на этой неделе, оценивается в $800 млрд. Деньги придется занимать: в ближайший год американская администрация выпустит облигаций на $1,5 трлн. Но может так случиться, что покупать эти облигации будет некому. До сих пор это делали главным образом правительства других стран. Но теперь им остро нужны ресурсы на решение собственных проблем. Например, Китай одобрил план экономического стимулирования стоимостью $586 млрд, который будет финансироваться в основном за счет продажи американских ценных бумаг. По тем же причинам потихоньку избавляется от казначейских облигаций и Россия.

Конечно, мало кто сейчас всерьез может рассуждать о возможности дефолта по американским гособлигациям, но год назад никто не мог себе представить и банкротства Lehman Brothers.

Но это будет самый пессимистический сценарий. Ближе к реальности другой вариант: правительство США включит печатный станок, чтобы выкупать собственные бумаги и с помощью инфляции удешевить обязательства перед кредиторами. Тогда прогноз Роджерса начнет сбываться: доллар действительно может потерять статус мировой резервной валюты и сильно упадет.

Правда, другие страны в этом случае встают перед выбором – либо укреплять свою валюту против доллара, либо тоже печатать деньги, смирившись с угрозой гиперинфляции. И то и другое в разгар кризиса может сильно усугубить экономические проблемы. Поэтому не исключено, что мир предпочтет из двух зол меньшее: спасти американскую валюту, закрыв глаза на ее реальную цену.

Есть еще один аргумент в пользу того, что доллар, несмотря ни на что, останется мировой резервной валютой. Сколько бы зеленых бумажек ни напечатала ФРС, чтобы объявить им бойкот, инвесторам нужна альтернатива. При всех достоинствах других валют серьезных кандидатов на роль резервной валюты пока нет.

Поэтому наиболее вероятным кажется постепенное ослабление доллара, по мере того как мировая экономика начнет приходить в себя. Учитывая, как быстро доллар рос в последние месяцы, он может так же быстро вернуться к прежним уровням. Тогда подрастут и цены на сырьевые товары, сильно облегчив положение стран-экспортеров. Если это произойдет в ближайшее время, для России это будет означать почти безболезненное окончание кризиса. Аналитики Merrill Lynch, например, верят в то, что курс рубля к доллару вернется на докризисные значения уже в 2010 г. (см. статью на стр. Б1).