Рецепт для правительства

Программа утилизации автомобилей оказалась одной из самых эффективных антикризисных мер: с каждого рубля, потраченного на нее, в бюджет возвращается минимум 1,5 руб. в виде налогов, уверяет Минпромторг (подробности см. в статье «Ценнейший хлам» в № 131 от 19.07.2010). Программа хороша еще и тем, что автомобиль – товар с длинной производственной цепочкой. Поддержка спроса на автомобили стимулирует производство тысяч поставщиков деталей и материалов.

Для властей этот эксперимент должен стать хорошим уроком: в отличие от большинства стран, которые выбрали стимулирование потребительского спроса в качестве основной меры борьбы с кризисом, российское правительство действовало наоборот – делало упор на прямую поддержку конкретных предприятий. Если верить отчету правительства об антикризисных мерах, в 2009 г. федеральный бюджет потратил на стимулирование спроса 91,8 млрд руб. – это 9% от суммы всех антикризисных вливаний. В то время как Германия, например, направила на это половину своего антикризисного бюджета.

Несмотря на то что острая фаза кризиса позади, стимулирование потребительского спроса по-прежнему актуально. Ведь, по мнению Всемирного банка, восстановление мировой экономики перешло от «легкой» стадии (за счет наращивания запасов, денежных и фискальных стимулов) к «трудной», когда экономика должна расти за счет частных инвестиций и потребления.

Спрос на какие еще товары, кроме автомобилей, могло бы поддержать государство, чтобы добиться системного эффекта?

Такой товар должен отвечать двум условиям: быть массовым и иметь длинную производственную цепочку, задействующую много смежных отраслей. Этим условиям отвечает жилье. При грамотной поддержке покупателей жилья строительная отрасль могла бы стать локомотивом экономического роста. Ведь даже в прошлом году, когда кризис ударил по строительному сектору едва ли не сильнее всего, на его долю пришлось практически 10% российского ВВП – 3,87 трлн руб.

Вроде бы власти это понимают. В ипотечные программы вливается немало бюджетных денег, только в этом году – 250 млрд руб. Но поддержка ипотеки не дает эффекта – население не спешит за кредитами, потому что ипотечные ставки по-прежнему слишком высоки. Выгода от господдержки достается банкам, а не покупателям жилья.

Ошибка властей в том, что они пытаются снизить ставки не тем способом, считает Дмитрий Мирошниченко из Центра развития. Ставка по кредиту складывается из стоимости фондов, платы за риск и премии банка. Правительство сейчас делает упор на первое слагаемое, предоставляя дешевые бюджетные деньги банкам через Агентство по ипотечному жилищному кредитованию. Но забывает, что ключевую роль в цене ипотеки играет именно рисковая составляющая: чем меньше вероятность, что заемщик вернет кредит, тем выше ставка.

Понятно, что чем меньше нагрузка на семейный бюджет, тем больше шансов расплатиться с банком. Но на размер ежемесячного платежа гораздо сильнее влияет не ставка (как думает правительство), а цена жилья, отмечает Мирошниченко. По его расчетам, снижение цены квадратного метра лишь на 10% уменьшает ежемесячный платеж на 18,5%. Именно уменьшение долговой нагрузки на заемщика открывает для банков «окно возможностей» для снижения ставок.

Поэтому, чтобы сделать ипотеку доступнее, правительству имеет смысл субсидировать не банковские ставки, а снижать для заемщика цену квартиры, например предоставляя деньги на первый взнос по кредиту на строящееся жилье. На эти цели можно, к примеру, направить пенсионные накопления «молчунов» (790 млрд руб.), мертвым грузом лежащие в ВЭБе. Это расширит круг потенциальных заемщиков, уменьшит ставки по кредитам и даст толчок росту в строительной отрасли. А налоговая отдача в бюджет от такой программы может оказаться даже выше, чем от программы утилизации автомобилей, поскольку масштаб отрасли больше и производственная цепочка длиннее.