Почему "Единая Россия" решила защитить Химкинский лес

Разгадка в том, что это не инициатива партии, считает политолог Алексей Макаркин.

События вокруг защиты Химкинского леса развиваются стремительно. «Единая Россия» обратилась сегодня к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой приостановить вырубку Химкинского леса и строительство трассы Москва - Санкт-Петербург. Хотя еще месяц назад Владимир Путин заявлял, что вырубка Химкинского леса «ведется в строжайшем соответствии с законом».

Почему партия власти решила кардинально изменить поведение и что означает ее обращение, адресованное президенту, но не премьеру?

Комментирует заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин:

История с обращением «Единой России», несмотря на то что это неожиданность, в общем-то вписывается в канву последних событий. Сейчас происходят какие-то интересные изменения. Сначала внезапно отправляют в отставку Калининградского губернатора, хотя почти все было согласовано и в «Единой России» готовились его выдвинуть на выборах. Потом отправляют в отставку главу «Молодой гвардии» - после истории с тушением пожаров и фальсификации фотографий в интернете.

И в этот процесс вписывается ситуация с Химкинским лесом. По всей видимости, позиция власти стала мягче по отношению к таким общественно значимым темам. Химкинский лес за несколько недель стал политическим символом. Экологическое движение вышло за рамки районного или даже областного масштаба. Митинг с игрой на гитаре, я думаю, сыграл здесь определенную роль. Есть такое понятие – «лидеры общественного мнения», и вот они стали выступать в защиту Химкинского леса. Мнение Юрия Шевчука, Артемия Троицкого — знаковое для определенных социальных групп. Пока там была Чирикова и радикальная оппозиция, власть не воспринимала движение как массовое.

Обращение к президенту вряд ли является инициативой «Единой России». Не случайно в этом обращении нет никакой мотивировки — просто обратились, потому что, видимо, мотивировку даже еще и не согласовали до конца. В действительности, я думаю, это была позиция президента, а само обращение транслируется в соответствии с определенной аппаратной этикой. «Единая Россия» захотела присвоить себе часть положительного эффекта, чтобы он полностью не достался оппозиции, чтобы эта история не вылилась «в шаг навстречу оппозиции», а позиционировалась как «шаг навстречу "Единой России».