Михаил Оверченко: Слишком большие банки

«Ужасная, вопиющая ошибка». Джейми Даймон, генеральный директор Jpmorgan Chase

Большой размер компании обычно считается благом: ей легче и дешевле привлекать фондирование, диверсификация бизнеса снижает риски, можно экономить на масштабах и т. д. Но любому росту есть пределы: порой компания достигает такого размера, что это становится проблемой.

Похоже, очередным доказательством этого стала потеря крупнейшим банком США JPMorgan Chase буквально за несколько недель $2 млрд на огромных позициях, открытых на рынках кредитных деривативов. По словам Джейми Даймона, банк может потерять еще $1 млрд. Очевидно, JPMorgan стал очередным банком, который не только «слишком велик, чтобы рухнуть», но и слишком велик, чтобы адекватно управлять бизнесом.

В защиту JPMorgan следует сказать, что только крупный банк может достаточно безболезненно перенести убыток в $2–3 млрд. Но это не снимает вопроса о том, способно ли руководство контролировать все, что происходит в подразделениях. Ежедневные убытки лондонского подразделения JPMorgan в конце апреля – начале мая достигали $200 млн. (Для сравнения: у Goldman Sachs, который только ленивый не обвинял в жадности, сумма под риском на один день ограничена $100 млн.) Торговые позиции стали вызывать подозрения еще в I квартале. Они анализировались несколько раз на разных уровнях, но в начале мая, как пишет The Wall Street Journal, уже «совету директоров в Нью-Йорке пришлось собираться несколько раз, чтобы разобраться в этой путанице».

JPMorgan относительно безболезненно прошел кризис, но сильно разросся из-за покупки проблемных банков – Bear Sterns и Washington Mutual. Потеря управляемости была и у других – Bank of America, купившего в кризис ипотечного кредитора Countrywide Financial и Merrill Lynch, а еще раньше – у Citigroup: скандалы в Японии, на европейском рынке облигаций, в Италии и США заставили ФРС в 2005 г. на время даже запретить разросшемуся в результате глобальной экспансии Citi проводить поглощения. Среди других примеров – британский Royal Bank of Scotland и UBS.

На пять лидеров сектора в США приходится более половины всех банковских активов. Аналогичная ситуация и в России. И здесь тоже есть проблемы с обеспечением управляемости в погоне за активами: по крайней мере, покупка Банка Москвы не убедила инвесторов ВТБ, что сделка пойдет ему на пользу.