От редакции: Богатые не плачут

Плоская шкала подоходного налога слишком долго была фетишем, убеждает нас и. о. первого вице-премьера Игорь Шувалов в интервью «Ведомостям». «Поговорите с богатыми – они давно готовы платить больше. Пусть 95% населения платят по 13%-ной шкале, а те, кто потребляет на несколько миллионов долларов в год, спокойно могли бы перейти к прогрессии», – уверяет Шувалов, не скрывающий, что лично он богатый человек.

Шувалова откровенно раздражает и обсуждаемый сейчас в правительстве налог на роскошь: будь подоходный налог в России прогрессивным, не пришлось бы сейчас изобретать сложные способы наказания за «кричащие проявления богатства» (так словари объясняют слово «роскошь»).

С Игорем Ивановичем трудно не согласиться. Идея налога на роскошь родилась в пылу предвыборной президентской кампании, по-видимому, ради единственной цели – создать у рядовых избирателей чувство социальной справедливости. Достижение реальной справедливости, судя по всему, не планировалось, как и решение других задач, ради которых обычно вводятся новые налоги.

Минфин не рассчитывает на существенные сборы в бюджет. Перераспределения налоговой нагрузки с бедных на богатых тоже не произойдет. Ведь львиная доля принадлежащего россиянам имущества, которое можно отнести к роскоши, не подпадает под новый налог – пускать друг другу пыль в глаза у отечественных миллиардеров принято за пределами России. Яхты, самолеты и роскошные авто часто вообще не пересекают границ Российской Федерации, да и оформлены как иностранная собственность. Даже объекты дорогой недвижимости, которые физически находятся в России, обложить налогом будет непросто – владельцы предпочитают записывать такую собственность на офшоры.

Налог на роскошь – бессмысленное изобретение. Существующих налогов вполне достаточно, чтобы те, кто хочет выпендриться и блеснуть роскошью, платили за это. Величина транспортного налога и сейчас выше у более мощных авто – нужно его отрегулировать так, чтобы на ставку влияла еще и цена машины. Налог на недвижимость не только позволит сделать налоговую нагрузку более справедливой, но и наполнит местные бюджеты. Появления этого налога мы ждем уже 10 лет. Вместо того чтобы тратить силы на обсуждение ненужного, дублирующего налога на роскошь, разумнее сосредоточиться на грамотном обложении недвижимости.

Наша налоговая система действительно устроена несправедливо: богатые граждане отдают государству явно меньшую долю своих доходов, чем бедные. Но налог на роскошь проблему социального неравенства не решит, особенно в том виде, в котором он предлагается. Не приведет к справедливости и прогрессивная шкала подоходного налога, которая так нравится Игорю Шувалову.

Доходы самых богатых – это ведь не зарплата, а дивиденды и доходы от продажи акций или другой собственности. Дивиденды в России облагаются по пониженной ставке 9% (в отличие от зарплаты, с которой мы платим 13% подоходного налога плюс страховые взносы по максимальной ставке 30%). К тому же у богатых гораздо больше возможностей экономить на налогах. Например, с помощью офшорных цепочек можно снизить налог на дивиденды до 5% и даже до нуля. А доходы от сделок нередко целиком выведены из-под российских налогов, поскольку мало-мальски ценные активы давно числятся на офшорных компаниях.

Шувалов с легкостью готов согласиться на прогрессивный подоходный налог (как наверняка и другие богатые россияне), потому что большинство его доходов для российских налогов недосягаемы. Его собственность передана в траст. А любой траст по определению существует вне российской юрисдикции (в нашем праве нет такой конструкции). Он так же спокойно мог бы выступать за повышение подоходного налога в Южной Сахаре.

Дифференцировать налоговую нагрузку надо. Но имеет смысл начать не с богатых, а с бедных – снизить налоги на зарплату, сделать значимыми налоговые вычеты, ввести справедливый налог на недвижимость.