От редакции: Чем Россия не Боливия?

Боливия запретила компании Coca-Cola работу в стране с 21 декабря. Прекращает работу в Боливии и McDonald’s – по экономическим причинам. Население в Боливии довольно бедное, возможно, McDonald’s был слишком дорог. Да и Coca-Cola там дороже свежевыжатого сока. Тем не менее оба бренда популярны точно так же, как Pepsi и джинсы Levi’s были популярны в позднем СССР: кусочек другого мира в закрытой экономике. Теперь экономика станет еще более закрытой, но это «отлично сочетается с концом календаря майя и станет частью празднеств, посвященных концу капитализма и началу настоящей культурной жизни», считает министр иностранных дел Давид Чокеуанка.

А в это время в России о культуре заботятся депутаты Госдумы. Неделю назад внесен законопроект Железняка – Пономарева о контроле за зарубежными активами чиновников и депутатов. Законопроект не вредный, но и не полезный: непонятно, почему надо проверять только сделки за границей; чиновники и сейчас обязаны это имущество декларировать; уйти от контроля будет достаточно легко. Замдиректора Transparency International в России Иван Ниненко напоминает, что в Госдуме после первого чтения без движения лежит законопроект о контроле за расходами чиновников, принятие которого приблизило бы Россию к контролю соответствия доходов и расходов. Беда, очевидно, в том, что это законопроект бывшего президента Дмитрия Медведева и в нем не обыгрывается тема враждебной заграницы.

То ли дело внесенный вчера законопроект группы авторов о полном запрете госслужащим иметь собственность за рубежом (см. стр. 02). Один из авторов – единоросс Вячеслав Лысаков считает, что российская элита должна покупать акции и хранить деньги в России, это обеспечит независимость страны. Этот законопроект, правда, неконституционен, зато лежит на столбовой дороге российского патриотизма.

Похожие поправки в начале июля предлагал единоросс Евгений Федоров, у которого недавно вышло досадное недоразумение с законопроектом о СМИ – иностранных агентах. Сейчас Федоров работает над поправками в закон о ЦБ и Конституцию, которые сделают экономику страны исключительно рублевой (он рассказал об этом «Известиям», но подробностей не раскрыл).

Законопроекты о запрете Coca-Cola и McDonald’s в Госдуму пока не вносились. Дело времени?