От редакции: Кавказские практики управления – всей стране

Госдума почти единогласно приняла в первом чтении закон, позволяющий регионам отказаться от прямых выборов губернаторов. Не прошло и года после возвращения этих выборов.

Теперь регионы могут своим законом вернуть фактически прежний порядок назначения руководителей, установленный в 2004 г. после событий в Беслане (кандидатов предлагают президенту, президент предлагает законодательному собранию, собрание утверждает). Любопытно, что и нынешние изменения имеют официально кавказское происхождение: лидеры республик обращались в Кремль и лично к Владимиру Путину с опасениями за социально-политическую стабильность во время выборов.

Особенности избирательного законодательства в многонациональном и (или) поликонфессиональном регионе, предусматривающие особый порядок выборов, не означают поражения местных жителей в правах. Иногда особые механизмы с квотами представительства для меньшинств могут обеспечить их права. Например, в Боснии и Герцеговине три президента – от сербов, боснийцев и хорватов, и каждый избиратель голосует за три кандидатуры. Вероятно, некоторые наши республики, в частности Дагестан, требуют особого порядка формирования органов власти. Напомним, и до 2004 г. там не было прямых выборов, полномочия делились между руководителями Верховного совета.

Но это не универсальная ситуация. А нынешний законопроект грозит распространить кавказские практики на другие регионы – редкий губернатор устоит перед желанием официально договориться с Кремлем, тем более что и выбранного губернатора президент может снять. Путин, как главный инициатор ползучей отмены выборов, снова, как и в 2004 г., берет в качестве примера для остальных регионы, в которых государственные институты наиболее архаичны, а социальное положение самое сложное. Понятно почему: Кремлю нужен прямой контроль, пусть и архаичный.

Отказ от выборов позволит региональным элитам минимизировать текущие и долгосрочные политические риски, связанные с оценкой избирателями их работы, и одновременно продемонстрировать лояльность Москве и лично Путину, который будет раздавать ярлыки на правление. Это позволит сложившимся группировкам сохранять нынешнюю конфигурацию власти, обеспечивающую их экономические и нередко корыстные интересы.