Как ЕС помириться с Германией

Политолог Марсель Фратцшер о том, что у ЕС все больше недоразумений с ее ключевым членом – Германией

Греческий кризис загнал Европу в ловушку. Конфликт по поводу путей разрешения греческой проблемы размыл доверие внутри ЕС и ускорил процесс ренационализации принятия политических решений. Кризис отвлек политиков от процесса реформирования европейской институциональной архитектуры. Между тем Германия начала понемногу терять интерес к европейскому проекту. Многие немцы стали чувствовать себя уязвленными международной критикой.

Реформы в Европе потерпят крах, если не будут учитывать опасения Берлина. Политики остальных стран ЕС должны начать относиться к ним серьезно, причем как можно скорее.

Первое опасение Германии – перспектива превращения еврозоны в «трансфертный» союз, платежным центром в котором является Берлин. Германия уже сегодня крупнейший участник пакета антикризисных мер для Греции и кредитор, которому Греция должна 240 млрд евро.

Второе опасение Германии в том, что общеевропейские правила нарушаются слишком часто – как в случае с пактом стабильности и роста и прочими соглашениями, призванными удерживать долговые обязательства на устойчивом уровне. Несмотря на то что Берлин сам допустил нарушение пакта в минувшее десятилетие, немцы в целом убеждены, что члены ЕС не могут относиться к правилам, как к рекомендациям.

Третье опасение Германии в том, что страны Европы теряют национальный суверенитет, не получая больше стабильности и благополучия. Члены ЕС не могут принуждать коллег к исполнению соглашений, но при этом они все вместе отвечают за судьбу неудачников.

Создание полноценного финансового союза – самая насущная реформа и подлинная возможность для Европы вернуть Германию. Такой союз должен предполагать появление министра финансов еврозоны. Этот общеевропейский чиновник будет отвечать перед усиленным Европейским парламентом, в котором появится новая палата по делам еврозоны. Такой чиновник должен получить право вмешиваться в бюджетные дела стран-членов в тех случаях, когда страны нарушают европейские соглашения. Министр финансов еврозоны должен иметь контроль над общеевропейским налогообложением и получить право санкционировать выпуск совместно гарантированных долговых обязательств стран еврозоны в четко определенных пределах. Полномочия собирать налоги и занимать деньги должны быть ограничены двумя главнейшими задачами: предоставления страхования от безработицы и поддержки инвестиций.

Появление такой фигуры смягчит все три перечисленных переживания Германии. Новые фискальные и бюджетные возможности ЕС позволят создать справедливый механизм страхования и выйти из роли трансфертного союза. Страны-члены будут получать выплаты в плохие времена – единственные периоды, когда долги будут накапливаться, – и делать вложения в общую систему в хорошие времена.

Описанные новые общеевропейские механизмы принесут пользу всем гражданам ЕС и будут мешать национальным политикам сваливать собственные ошибки на объединенную Европу.

FT, 27.07.2015

Автор – президент исследовательского центра DIW Berlin