Статья опубликована в № 4397 от 31.08.2017 под заголовком: От редакции: «Шипром» навеяло

Импортозамещение в нагрузку

Все больше отраслей претендует на бюрократическую защиту от конкуренции
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Ширится круг отраслей, желающих получить защиту от международной конкуренции, и множатся программы министерств по импортозамещению. Для чиновников это показатель эффективности работы; для неконкурентоспособных производств – продолжение существования; для потребителя – рост расходов и снижение качества; для экономики – бессмысленная трата времени.

Несмотря на все заклинания о том, что российское импортозамещение должно быть ориентировано на экспорт, на деле защитные меры связаны с внутренним потреблением. Новая идея Минтранса сводится к тому, что новые авиакомпании обязаны купить как минимум три отечественных самолета не старше пяти лет. Правда, появление новых авиакомпаний сейчас редкость: за последние три года было выдано только два сертификата, причем вторая авиакомпания, «Азимут», изначально собиралась летать только на отечественных SSJ100.

Только на субсидии на продвижение еще одной отечественной разработки – MC-21 – правительство до 2025 г. предполагает потратить 200 млрд руб. Продвижению техники должно сопутствовать создание сети обслуживания, развитие региональных аэропортов и проч. В конце концов все упирается в спрос на такие перевозки – поддержание его на определенных направлениях возможно лишь при искусственно низких ценах на билеты. Одновременно Минпромторг пытается ужесточить правила беспошлинного ввоза в ЕАЭС иностранных самолетов, что вызвало резкий протест «Аэрофлота», который может из-за этого понести более 25 млрд руб. дополнительных расходов, пишет «Коммерсантъ». Перевозчик угрожает сократить закупки не только западной, но и российской техники.

Минпромторг после недавней инициативы об импортозамещении в народных промыслах задумался о парфюмерии и косметике (пишут «Известия»). Одеколон «Шипр» и духи «Красная Москва» стучат в сердце постсоветского человека. Представители отрасли признают, что отечественное сырье низкого качества и будет дороже, но ведь это только в первое время; а через годы, получив множество субсидий, российские парфюмеры, конечно же, добьются блестящих результатов (но их продукт вряд ли можно будет массово продать за рубежом).

Уже много раз сказано, что от импортозамещения выигрывают внутренние компании, оказавшиеся поближе к переделу пирога. Потребители проигрывают, переплачивая за более плохой продукт. Как пишет Иван Любимов из НИУ ВШЭ, политика импортозамещения снижает возможности экспортной диверсификации для экономики страны, что плохо стратегически.

Но пока вместо стратегии у нас тактика, министерства продолжают экстраполировать в завтра состояние конфликта с миром. Импортозамещаем и будем импортозамещать.

Читать ещё
Preloader more