Отдельный случай победы развития над контролем

Правительство готово сократить объемы хранения трафика по закону Яровой ради стимулирования цифровой экономики

В планах российского правительства контроль внезапно вступил в противоречие с развитием. Внезапно, потому что в последнее время развитие отступало по всем фронтам. Противоречие не обещает победы, но показывает, как даже невразумительная программа развития ставит под вопрос невразумительную программу контроля.

Пакет Яровой (антитеррористические поправки, в частности обязывающие российских операторов связи и интернет-провайдеров хранить весь трафик шесть месяцев) должен целиком вступить в силу в июле 2018 г. РСПП оценивал затраты операторов на исполнение закона к 1 января 2019 г. в 17,583 трлн руб. Это больше чем в 15 раз превышает общий годовой доход операторов.

От печальных самоубийств операторов, вероятно, спасет таинственное заболевание Владимира Путина цифровой экономикой. При подготовке программы ее развития выяснилось, что от операторов потребуются значительные инвестиции в развитие сетей. Возникло предложение отложить вступление в силу пакета Яровой – т. е. просубсидировать развитие за счет контроля. Предложение пока не принято.

Но есть другое, тоже компромиссное. Как рассказал во вторник министр связи Николай Никифоров, министерство внесет в правительство поправки к пакету Яровой, снижающие срок хранения данных с шести месяцев до одного. В таком случае затраты операторов связи на реализацию пакета снизятся до нескольких десятков миллиардов рублей.

Таким образом, коммерческие бенефициары пакета, близкие к силовикам, все же получат деньги операторов на закупку аппаратуры, софта для data-центров и слежения. Прямо сказать, сколько им нужно, они все равно не могут. Но рынок этот в России вырастет, хватит его надолго. Амбиции идейных бенефициаров тоже удовлетворяются: закон начнет работать, и они будут искренне уверены, что помогли государственной безопасности.

Компромисс обозначен, вероятно, он может устроить все стороны. И кому какое дело, что заявленных задач пакет Яровой не решает? Спецслужбы во всем мире отслеживают связь, но нигде нет хранения всего объема трафика, какой спецслужбы захотят, отмечает IT-эксперт Иван Бегтин. Это очень дорого; это никому не нужно (АНБ, например, хранит метаданные всех звонков, но не сам голос или расшифровки). Наконец, такие законы должны соблюдать баланс интересов государства и гражданина и коммерческой тайны бизнеса. У нас закон не просто репрессивный, но и написан регуляторно слабо, отмечает Бегтин. Вместо целевого мониторинга спецслужбы получат крупнейший в мире порноархив. Кто, когда и как в этом будет копаться? Если работают сдержки и противовесы, до такого не доходит.