Итоговое фото на память

Путину и Трампу было о чем поговорить, но не о чем договариваться

Полноценной встречи Владимира Путина и Дональда Трампа на саммите АТЭС во Вьетнаме не случилось, несмотря на ожидания. Инициатива встречи исходила от американской стороны, которая хотела обсудить с Кремлем главную тему саммита – ядерную проблему КНДР, но встреча сорвалась: по официальной версии, подвели службы президентского протокола. Но это, похоже, отговорка: Трампу и Путину было что обсудить, но оказалось не о чем договариваться.

Путин и Трамп встречались только раз – в июле 2017 г. на G20 в Гамбурге, от второй личной встречи президентов ждали много, хотя еще более осложнившиеся с тех пор отношения США и России не давали повода для оптимизма. Для Трампа встреча с Путиным потенциально токсична на фоне неутихающего скандала о «российском вмешательстве», но для редкой оказии – встречи двух президентов на одном мероприятии – было сделано исключение. Накануне открытия саммита помощник Путина Юрий Ушаков говорил, что встреча для обсуждения проблемы КНДР согласована, несмотря на принципиально разное видение вариантов урегулирования. Белый дом делает ставку на санкции и угрозу применения силы против Пхеньяна, Россия же вместе с Китаем заявили о необходимости поэтапных переговоров. Объяснение пресс-секретаря Путина, что американская сторона «не проявила гибкости», предложив неподходящее помещение, звучит малоубедительно.

На деле перед встречей подвижек с российской стороны не последовало, американцам объявлять о договоренностях с Путиным по важному для них вопросу оказалось нечего, как итог – американцы предпочли вовсе отменить встречу, считает эксперт по международным отношениям Владимир Фролов.

Итого ключевым достижением тех нескольких минут, которые Трамп и Путин все-таки провели вместе на протокольной фотосъемке и после нее, стало совместное заявление по Сирии – сам факт его появления, отмечает Фролов: по сути, это повтор того, что было зафиксировано еще в резолюции Совбеза ООН № 2254 от 18 декабря 2015 г.

То, что планировавшаяся встреча все-таки не состоялась, – плохой знак. По словам Фролова, президентам было что обсудить: помимо КНДР и Сирии это ситуация на Украине, где позиции США и России далеки от какого-либо подобия консенсуса, и контроль за распространением ядерного оружия в мире в целом. Отсутствие встречи означает и отсутствие договоренностей о последующих контактах: организация полноценного российско-американского саммита для сколько-нибудь детального обсуждения всех этих тем в ближайшее время – за гранью реальности, а других подходящих площадок для общения Путина и Трампа не предвидится до саммита G20 летом 2018 г. в Буэнос-Айресе, т. е. уже после президентских выборов в России. Массив негатива, накопившегося в отношениях двух стран со времен первой встречи, за следующие полгода рискует вырасти в геометрической прогрессии.