Обменный курс Россия – Украина

Кирилл Вышинский вышел из украинского СИЗО, но дальше процесс обмена может идти небыстро

Освобождение Кирилла Вышинского, главного редактора «РИА Новости – Украина», должно стать первым шагом в масштабном двухстороннем обмене заложниками, важным звеном в налаживании диалога между Россией и Украиной. Однако не очевидно, что процесс возвращения заложников домой, важный накануне возможной встречи нормандской четверки, теперь пойдет быстрее.

В среду Киевский апелляционный суд освободил обвиняемого в госизмене Вышинского из-под стражи (его задержали 15 мая 2018 г.) с обязательством явки в суд. Но его освобождение, пока только из-под ареста, – первого из нескольких десятков находящихся под стражей на Украине людей, за которых вступилась Россия, – пока не означает начала масштабного обмена «насильственно удерживаемыми лицами», в переводе с официального языка – заложниками. Сам Вышинский настаивает, что ранее отказался от обмена (он настаивает на своей невиновности и требует оправдания) и не обсуждал этот вопрос с уполномоченным по правам человека в России Татьяной Москальковой, прилетавшей в пятницу в Киев.

Адвокат Валентин Рыбин, защищающий нескольких россиян, осужденных на Украине, заявил в среду, что обмен «удерживаемыми лицами» откладывается на неопределенный срок, и посетовал на «некоторые силы» в офисе украинского президента, стремящиеся сорвать процесс. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что в Кремле никто не говорил об определенной дате передачи «удерживаемых лиц», и отказался уточнить информацию о планах обмена.

Но это не означает и прекращения обмена, считает гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Информированный источник украинского агентства УНИАН в госструктурах сообщил, что освобождение Вышинского – часть договоренности по обмену, и заявил, что первоначально журналиста РИА включили в список обмениваемых россиян. РБК на минувшей неделе писал о согласовании обмена в формате «33 на 33» (речь о числе обмениваемых), но нельзя исключать, что по конкретным персоналиям или, например, количеству граждан России в списке украинской стороны остаются разногласия. В частности, требования Киева передать Украине режиссера Олега Сенцова, осужденного в России за подготовку теракта, могли вызвать возражения Москвы, не раз называвшей Сенцова гражданином России (сам режиссер-крымчанин настаивает, что он гражданин Украины). Заминка еще не провал обмена: объективно он сейчас выгоден и Москве, и Киеву, которые могли бы продемонстрировать свою добрую волю перед возобновлением диалога в нормандском формате, которое намечается в ближайшее время, полагает Кортунов.