Италия нам поможет

Помощь охваченной эпидемией коронавируса стране – шаг не только политический, но и сугубо практический

Отправка российских военных врачей и вирусологов в Италию – это возможность получить практический опыт борьбы с коронавирусом на тот случай, если эпидемия придет в Россию.

22 марта на военную авиабазу под Римом из подмосковного «Чкаловского» вылетел первый Ил-76 российского Минобороны с российскими военными специалистами. Всего по распоряжению Владимира Путина в Италию направятся девять самолетов. Они доставят группу из 100 человек, включающую ведущих военных медиков, вирусологов, эпидемиологов и автомобильные комплексы по диагностике и дезинфекции. Российским специалистам и технике предстоит работать в наиболее пострадавших от коронавируса регионах Италии.

В Евросоюзе существует единая стратегия борьбы с коронавирусом, в том числе на финансовом уровне, но подходы в разных странах расходятся. В этой ситуации Москва предложила Риму помощь напрямую, а не через структуры Евросоюза. Как уточнил Кремль, Путин позвонил 21 марта итальянскому премьер-министру Джузеппе Конте – «в ответ на обращение итальянской стороны» – и рассказал, чем и как Москва может помочь.

Путин прежде всего исходил из гуманитарных соображений, уточнил его пресс-секретарь Дмитрий Песков. Возможно, они были не единственными – прагматики могут сказать, что для России это стратегическое и своевременное напоминание о себе в момент, когда коронавирус испытывает единую Европу на прочность. Но в масштабе проблем Италии – по данным ООН на 22 марта, в стране подтверждено 53 578 случаев заражения (6557 новых за сутки) и 4827 смерти (793 за сутки) – гуманитарная помощь Москвы не так уж мала, чтобы считаться сугубо политической или чисто символической. Конте уже назвал ситуацию в стране «худшим кризисом» со времен Второй мировой войны. Было бы странно, если бы Путин помощь не предложил, – это демонстрация солидарности в трудную минуту, отмечает гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов: даже США предложили содействие Ирану (который, впрочем, его отверг).

В России новости о помощи Италии были встречены неоднозначно – мол, а как же помощь нашим больным, в России? Общее число заболевших, по данным за 21 марта, достигло 367. Но отправка специалистов в самый центр эпидемии – это и есть действие в интересах россиян. Международная кооперация – это не только помощь ресурсами, но и опыт. Ведь в Италии все начиналось вроде бы нестрашно – а теперь в реанимациях не хватает мест. Пока в России темпы роста заболеваемости не требуют мобилизации всех врачей, нашим медикам и специалистам, очевидно, будет полезно получить опыт работы в самом эпицентре эпидемии. То, что Кремль посылает в Италию военных, сигнализирует о серьезности подготовки к возможной эпидемии в России, когда полученные российскими врачами навыки будут нужны на родине.