Год без форумов

Как бизнес оценивает старые форматы мероприятий
Последний ПМЭФ проходила в 2019 году /Евгений Разумный / Ведомости

В этом году деловое сообщество прожило без всей линейки деловых форумов – ПМЭФа, ВЭФа, сочинского и ряда других. Сдвинут на полгода зимний Давос. Опрос представителей крупных компаний показал, что отношение к форумам сложное: сами по себе они полезны, но многие форматы устарели и затраты на участие далеко не всегда эффективны.

Наиболее слабым звеном признается содержательная часть мероприятий – пленарные доклады и сессии. Разговор на них, как правило, носит верхнеуровневый характер, расширения знаний не происходит. Выступления часто не складываются в цельные композиции. Спикеры повторяются от форума к форуму, иногда даже не меняя галстуков. «Все, что они скажут, уже более или менее известно и при желании можно прочесть в более ранних материалах, – говорит один из участников опроса. – Не хватает провокации, яркости, новизны сообщений».

Его слова подтверждает сотрудник государственной структуры: «С точки зрения новых смыслов, интеллектуальных и актуальных дискуссий вообще никаких прорывов». Одним из возможных решений могла бы стать трансформация сессий в формат мозговых штурмов, участники которых сфокусированы на определенной проблеме, обмениваются подходами к ее решению, а результаты этой дискуссии учитываются при разработке конкретных программ.

В зону критики попадают дорогие стенды, которые выступают ярким проявлением корпоративных амбиций, нацелены на вау-эффект, однако теряют связь с реальными задачами бизнеса. «Сами по себе вложения в них, как показывает мировой опыт, вполне могут отбиваться, – говорит участник опроса. – В мире научились делать недорогие и предельно кастомизированные стенды. У нас же мероприятия носят часто ритуальный характер».

Однако при всей критике старых форматов уход в онлайн не смог заменить живую коммуникацию. «Главное, что пропало, – спонтанные проекты и решения, возникающие во время столь же спонтанных коммуникаций, – считает один из собеседников. – Но так как их никогда не ставили в KPI, то и оценить реальный ущерб от их потери сложно». Характер взаимодействий оказывается крайне плотным, включает самые разные элементы, среда становится креативной. Особенно важными кажутся межрегиональные взаимодействия.

Еще одним аргументом в пользу форумов стал их мобилизующий характер – подготовка сделок, отработка долгосрочных идей. «Конечно, те сделки, которые подписываются на форумах, просто приурочиваются к определенному моменту, они произошли бы в любом случае. Однако есть набор менее значительных, но интересных соглашений, которые возникают благодаря этим площадкам», – подтверждает представитель предпринимателя из списка Forbes.

Поэтому пандемия может стать поводом не для тотального перехода в цифру, а для рационального пересмотра многих процессов, которые носили в прошлом уже устоявшийся, автоматический характер. И это позволит крупным участникам форумной деятельности сэкономить десятки миллионов рублей.