«Бэтмен»: комикс в жанре детективного триллера

В российский прокат все-таки вышел голливудский блокбастер про Человека – летучую мышь

Бэтмен (Роберт Паттинсон, звезда франшизы «Сумерки» и «Довода» Кристофера Нолана) уже второй год патрулирует улицы Готэма. В ночь, когда он мял бока очередным хулиганам, всесильного мэра города нахально убивают в его же собственном доме. Маньяк-популист, назвавшийся Загадочником, обещает проредить погрязшую в коррупции элиту. И, оправдывая прозвище, оставляет на месте преступления ребус, почему-то адресованный Бэтмену. То ли угроза, то ли вызов. Человек – летучая мышь решает попробовать силы в качестве ищейки-любителя и начинает собственное расследование. И что ни подозреваемый, то зверь – бандит Пингвин (неузнаваемый Колин Фаррелл из «Залечь на дно в Брюгге») и домушница Женщина-кошка (Зои Кравиц из «Фантастических тварей»).

/ Warner Bros.

У каждого поколения свои кумиры. И Бэтмен свой. Если вынести за скобки ранние сериалы и анимацию, это уже четвертая франшиза за последние 30 лет. А Паттинсон – шестой актер, сыгравший богача Брюса Уэйна, ставшего мстителем в маске. Самая первая серия, кэмп-вечеринка Тима Бертона и Джоэла Шумахера конца 1980-х – 1990-х, с упоением «играла» в комикс – там все было чрезмерно, цветасто, порой просто дико. Все последующие ребуты уже «играли» в реализм и пафос, и каждый новый визионер должен был прежде всего сообразить, как художественно оправдать костюм – чтобы заглавный герой не казался безумцем или клоуном.

Проще всего решил задачку Зак Снайдер, архитектор так называемой Расширенной вселенной DC (стартовала в начале 2010-х) – умеренно успешной попытки по примеру конкурента Marvel собрать ключевых персонажей издательства DC в один блокбастер-сериал. Супергероев Снайдер приравнял к богам (даже Бэтмена, чья суперсила – деньги) и с их помощью разыграл на фоне современного мегаполиса новую мифологию – с библейскими отсылками, мелькающими на фоне крестами. Для непонятливых то и дело играл хорал. Его «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» 2016 г. пока самый кассовый фильм о Защитнике Готэма в российском прокате с момента запуска ЕАИС (808 млн руб.).

Кристофер Нолан в более ранней трилогии (2005–2012) апробировал элементы разных жанров. Например, «Темный рыцарь» (2008), самая успешная часть цикла, – это криминальная экшн-драма в традициях Майкла Манна («Схватка»), где плащ и заостренные уши не кажутся такой уж большой условностью. Это и «доспехи», и маскарад для суеверного отребья, и эксцентричное алиби. Кто поверит, что респектабельный плейбой по ночам превращается в Летучую мышь?

/ Warner Bros.

Мэтту Ривзу, режиссеру и сценаристу нового «Бэтмена» (до этого он снял два фильма из цикла «Планета обезьян» и хоррор «Монстро»), не откажешь в остроумии. Он не только выбрал не самый очевидный жанр для комикс-блокбастера – детективный триллер про поиски серийного убийцы, – но и не самую очевидную, хотя крайне логичную, если подумать, трактовку героя: Бэтмен как фрик.

Действие начинается в Хэллоуин, когда улицы наводняют толпы в дурацких костюмах, и Бэтмен здесь легко сходит за своего. Только вот праздник пройдет, лохмотья вернутся на вешалки или в прокат, а Бэтмен так и останется при своем плаще. Взрослые дяди морщатся, гопники хмыкают и снимают на телефон – а ему все равно, под маской никто не видит твоих страданий. Ривз рассказывает, что вдохновлялся вольной кинобиографией Курта Кобейна «Последние дни», и даже врубает разок песню Something in the way группы Nirvana, однако больше всего Паттинсон похож на повзрослевшего гота. Под его глазами как будто слезные разводы туши.

/ Warner Bros.

Правда, на интересном концепте практически все достоинства и заканчиваются. Детективная интрига не выдерживает ни трехчасового хронометража, ни критики и просто страшно предсказуема. Кто здесь кто – вычислить несложно, да и не то чтобы любопытно. Еще при Нолане и особенно при Снайдере мрачность стала главным товаром DC, но такой распродажи мрака никто из них не устраивал. Весь фильм сыгран на одной претенциозной ноте. Артисты все приятные, но все на сложных щах. В Готэме все время ночь (все 180 минут!) – рассвет брезжит лишь в финале, – и местные жители так экономят электричество, что, если вам попадется зал с плохой проекцией, придется смотреть театр теней.

Так вышло, что именно «Бэтмену» выпала миссия подытожить эпоху российского проката. После президентского указа о порядке расчета с недружественными странами кинотеатры, успевшие еще в марте получить копии, смогли в июне легально вставить «новинку» в расписание – несмотря на действующий запрет правообладателя. Далеко не худший кинокомикс и точно не самый пропащий блокбастер (какая-никакая драма есть, и социальный комментарий присутствует, и амбиции авторов налицо), последний голливудский релиз – новых пока не предвидится – все же оставляет смешанные ощущения.

В свое время можно было встретить такие комментарии про «Довод» (который перезапускал прокат после первого локдауна): мол, не самое это подходящее кино, чтобы смотреть на большом экране в трудные времена. Сегодня можно уверенно ответить комментаторам – посмотрите «Бэтмена».