В футбол поиграли, про нефть поговорили

Саудовская Аравия и Россия договорились об увеличении добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+
Саудиты банально хотят заработать на объеме <...> мы быстро нарастить добычу не сможем

Когда утром 14 июня правительство буднично сообщило о росте НДС и новом пенсионном возрасте, сразу подумалось, что президент Владимир Путин уже решил вопрос относительно исхода вечернего футбольного матча. Страшно подумать, что бы было, если бы мы еще и проиграли. А когда министр энергетики Александр Новак после переговоров с саудовским коллегой вдруг сказал, что уже 1 июля добыча в рамках сделки ОПЕК+ может вырасти аж на 1,5 млн барр. в сутки, стало понятно, что именно мы могли разменять на хороший результат. Играли-то как раз с Саудовской Аравией – крупнейшим мировым экспортером нефти.

Шутки шутками, но вообще-то эти 1,5 млн барр. – тема серьезнейшая. И реакция рынков на эти слова – наглядное тому подтверждение. Цены сразу пошли вниз. Две ключевые страны мотивируют смену политики изменением ситуации на нефтяном рынке. Обращают внимание на кризис в добыче Венесуэлы и на новые санкции в отношении Ирана, которые вроде как должны забрать с рынка чуть ли не миллион баррелей. Однако математика тут будет более сложная. В отношении того же Ирана последняя статистика никаких провалов не показывает, и поэтому автоматически возвращать в прогнозе добычу к периоду действия прошлых санкций не вполне корректно. Иран воспользовался ситуацией и привлек инвесторов, которые помогли ему нарастить добычу (рост за три последних года на 35%). Индия и Китай, как важные покупатели иранской нефти, четко обозначали готовность и дальше ее покупать, невзирая ни на какие американские санкции. Индия, скажем, в мае нарастила закупку иранской нефти на те же 35% по сравнению с апрелем.

Мотивы Москвы и Эр-Рияда понятны. Саудиты банально хотят заработать на объеме. Их козырь – дешевая себестоимость добычи и возможность быстро ее нарастить. Плюс они панически боятся роста добычи в Штатах, и нельзя сказать, что зря. Нынешние цены сделали рентабельными большинство проектов добычи нетрадиционной нефти в Северной Америке.

В России тоже есть очевидные лоббисты отказа от сделки ОПЕК+. Это нефтяные компании, которым после выборов уже озвучили новость об ускоренном завершении налогового маневра, что грозит новыми фискальными изъятиями. Компенсировать потери за счет внутреннего рынка топлива им уже не дадут. Снижение акцизов будет временной историей. Так что надеяться нефтяникам стоит на слабый рубль и как раз на рост экспорта сырой нефти.

Но и тут есть загвоздка. В отличие от саудитов мы быстро нарастить добычу не можем. Да, есть потенциал роста на 250 000–300 000 барр. в сутки, но на это уйдет несколько месяцев. Поэтому очень важно правильно спланировать повышение. Во-первых, чтобы не все новые квоты ушли к саудитам. А во-вторых, чтобы не обвалить рынок веселыми новостями. Мы, конечно, будем болеть за наших переговорщиков – официальные решения скоро будут приняты в Вене. А то ведь если старое обещание Путина не повышать пенсионный возраст не так поняли, то такую же логику могут применить, скажем, к росту подоходного налога.

Автор — генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности