Право собственности не охраняется законом

Мэр Москвы уточнил роль Конституции в современном российском укладе
Нельзя прикрываться бумажками о собственности, приобретенными явно жульническим путем
Сергей СобянинМэр Москвы

Эту фразу, конечно, нужно отлить в граните. И установить на всех въездах в столицу – вместо всяких там «Добро пожаловать!». А еще в аэропортах и на пограничных переходах, ведь руководитель администрации президента Сергей Иванов Собянина поддержал. Ибо фраза эта будет даже посильнее знаменитого «Парламент – не место для дискуссий», которой тогдашний спикер Госдумы объяснил суть российской законодательной власти. Мэр Москвы же разоблачил сразу и судебную власть, и региональную исполнительную, а заодно уточнил роль Конституции в современном российском укладе.

На своей странице во «В контакте» Собянин объяснился по поводу снесения в ночь на 9 февраля 97 торговых точек по всему городу, которые мэрия сочла самостроем. Многие из них и правда самострои без каких-либо документов. Но вот примерно на половину объектов есть все необходимые документы: они построены еще в 90-е с разрешения городских властей, подключены к коммуникациям (а это согласований тьма-тьмущая!), на них есть свидетельства о собственности. Мэрия пыталась оспорить эти свидетельства, но проиграла суды. Тогда она применила новую статью Гражданского кодекса, позволяющую снести самострой без суда, но сделала это творчески: объекты со свидетельствами о собственности тоже были названы самостроями. Судам, решившим иначе, указано их место.

«Ночь длинных ковшей», по Собянину, это «наглядный пример того, что в России не продается правда, наследие, история нашей страны». А документы, закон и другие формальности? См. выше.

Вероятно, происхождение части приговоренных зданий небезупречно, но за 20 лет они стали частью города. Раз уж мэрия не смогла выиграть в московских судах, где всё на ее стороне, то с документами там точно все в порядке. Так что нет в этом сносе правды, кроме правды сильного.

Приговоренные объекты, конечно, не образцы архитектуры, но неужели это единственное, что хотелось бы исправить в облике Москвы? Или в ней перестали возводиться сомнительные постройки? Может, Собянин остановил точечную застройку или прекратил снос исторических зданий? Так что вряд ли стоит говорить о наследии и истории. Если уж Собянин хотел любой ценой избавить Москву от этого ужаса, то у него был только один способ: договориться с владельцами построек об их выкупе или компенсации. Разумеется, до сноса, а не после.

Потому что право частной собственности охраняется законом. И никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Это не я придумал. Это Конституция. Статья 35.

В общем, призыв не прикрываться бумажками о собственности все равно что совет подтереться Конституцией. К сожалению, это не впервые. Страницы про выборы губернаторов, свободу митингов и верховенство международного права уже использованы.