Правительство решает, что нельзя приватизировать

Вице-премьер Игорь Сечин тормозит приватизацию крупных госкомпаний. Для продаж сейчас не лучшее время, согласны эксперты

Приватизировать «Роснефть» нужно не дешевле $10,2–10,8 за акцию – это 4% доходности к нынешней цене минус дисконт за продажу большого пакета, считает Сечин. Но продажа «Роснефти» нежелательна, следует из письма: тогда она не сможет работать на шельфе. Компания стала крупнейшим налогоплательщиком (1,3 трлн руб. в 2011 г.) благодаря доле государства, пишет Сечин.

Планы правительства по приватизации госкомпаний недостаточно амбициозны, программу нужно расширить, говорил президент Дмитрий Медведев в июне на форуме в Санкт-Петербурге. Осенью Минэкономразвития подготовило и внесло в правительство поправки к программе. Ежегодные доходы от продажи госактивов в 2012–2016 гг. могут составлять по 1 трлн руб. вместо 300 млрд по нынешнему плану (см. врез).

Но правительство никак не может выполнить поручение президента. Поправки в план приватизации до сих пор не согласовывает вице-премьер Игорь Сечин. 29 декабря он написал письмо (копия есть у «Ведомостей») премьеру Владимиру Путину, в котором де-факто предложил отложить приватизацию крупных энергетических госкомпаний. Бюджет исполняется с профицитом, рынки нестабильны, существует угроза нового кризиса, поэтому следует «дополнительно детально проработать» программу, пишет он. Нужно обеспечить не только экономический эффект от приватизации, но и «сохранение обязательств стратегического характера», возложенных на продаваемые госкомпании, а также защиту прав миноритарных акционеров, считает Сечин.

Приватизацию «Транснефти» и ФСК вице-премьер также предлагает отложить на неопределенный срок, а «Зарубежнефти» – отменить: это компания специального назначения, работающая на основе межгосударственных договоренностей, и приватизация сделает невозможным исполнение возложенных на нее задач.

Изначально у приватизации было две цели – повысить доходы бюджета и эффективность управления госактивами, напоминает главный экономист BNP Paribas Юлия Цепляева, сейчас фискальная составляющая стала менее актуальна, поэтому «время терпит». Благоприятные моменты для продажи активов найти можно, но возможности будут намного скромнее по сравнению с «тучными годами», поэтому желание дождаться лучших времен выглядит разумно, считает Цепляева.

Отложить продажу на полгода-год, чтобы дождаться более благоприятной конъюнктуры, было бы разумно, считает замдиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев, но нужно обозначить четкие сроки приватизации. Иначе в будущем государство может засомневаться, стоит ли отдавать столь ценные активы в частные руки, продолжает Симачев. Нельзя ориентироваться только на внешнюю конъюнктуру, говорит он, компания должна достичь определенной стадии развития.