Статья опубликована в № 3028 от 27.01.2012 под заголовком: Декларации не проверяют

Декларации депутатов Госдумы для разных организаций в большинстве случаев не совпадают

Сведения о доходах, поданные одним и тем же депутатом Госдумы в разные организации, в большинстве случаев различаются. Но изучать несовпадения в декларациях никто и не собирается
М.Стулов / Ведомости

Антикоррупционные декларации депутатов всерьез никто не проверяет. Это следует из ответа Федеральной налоговой службы (ФНС) и Центризбиркома на обращение Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International.

Центр обращался в указанные ведомства с просьбой проверить достоверность сведений о размере и источниках доходов, представленных кандидатами в депутаты Госдумы. Поводом для обращения стала сверка деклараций за 2010 г., опубликованных депутатами в мае на думском сайте, и сведений об имуществе и доходах, которые те же самые люди в сентябре представили в Центризбирком в качестве кандидатов в депутаты.

Полностью данные обеих деклараций совпали только у каждого третьего, у 17 человек расхождения превысили 1 млн руб. (см. врез).

Рекордсменом по числу и размерам несовпадений, как обнаружила Transparency International, стала «Единая Россия»: разница обнаружена у 102 депутатов, выдвинувшихся затем в кандидаты в депутаты. Центризбирком, проводивший проверку кандидатских деклараций, этих неточностей не обнаружил – по его данным, у кандидатов от «Единой России» было только три недостоверных декларации.

Большинство депутатов объяснить расхождения не смогли, списав их на технические погрешности.

ФНС не проводит сверки деклараций, а только предоставляет в пределах своей компетенции информацию по запросам от госорганов, говорится в письме замруководителя ФНС Даниила Егорова, поступившем в Transparency International.

Это означает, что ФНС, оказывавшая содействие Центризбиркому в подготовке выборов, может нести ответственность лишь за результаты проверки сведений о доходах, представленных кандидатами. И то не в полном объеме: налоговые органы располагают информацией только о налогооблагаемых доходах физических лиц, задекларированных самими налогоплательщиками или их налоговыми агентами. Они могут не знать о пенсиях, доходах от вкладов (если ставка не выше ставки рефинансирования ЦБ плюс 5%), доходах от продажи имущества, находившегося в собственности более трех лет, и т. д.

Расхождения в версиях деклараций могут объясняться отсутствием единых правил заполнения деклараций, считает Егоров: формы справок, по которым отчитываются депутаты и кандидаты, различны. Например, размер дохода от операций с ценными бумагами может быть представлен либо как сумма выручки, либо как чистый доход.

Проверка налоговой сводится к аудиту данных, которые указаны декларантом, и выявить, не «забыл» ли он что-нибудь, – задача в условиях ограниченного времени практически нерешаемая, считает гендиректор компании «Налоговая помощь» Сергей Шаповалов.

Секретарь ЦИК Николай Конкин уточняет, что по представлению ЦИК проверку сведений о доходах проводили ФНС, МВД, ФМС, МИД, ФСФР, Росреестр и другие службы.

Результаты всех этих проверок опубликованы, уверяет Конкин, а сверка деклараций с информацией о доходах кандидатов, размещенной на других сайтах, в полномочия ЦИК не входит.

Эти ответы подтверждают то, о чем мы уже давно говорим: существующая система публичного декларирования чиновниками имущества не работает, констатирует замдиректора Transparency International Иван Ниненко. Механизм проверки деклараций отсутствует, не приняты даже необходимые подзаконные акты – например, не утверждены единые правила их заполнения. Фактически сейчас проверяют только соответствие задекларированных доходов тем, с которых был уплачен налог. И если доход получен, например, за пределами страны, то отследить его невозможно.

По действующему законодательству неточности в декларациях, даже если они обнаружены, какими-либо правовыми последствиями кандидатам не грозят: перечень расхождений просто публикуют, а в день выборов вывешивают на всех избирательных участках.

До ноября прошлого года депутаты также не подпадали под действие президентского указа, регламентирующего порядок проведения проверок сведений о доходах чиновников. В соответствии с принятыми в ноябре 2011 г. поправками в антикоррупционное законодательство декларации депутатов будет проверять кадровая служба Госдумы, но только с этого года.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать