Статья опубликована в № 3198 от 28.09.2012 под заголовком: Опрос за счет электората

В Химках покажут метод определения рейтинга кандидатов без помощи ВЦИОМ

В Химках стартует исследование общественного мнения, которое предложено профинансировать самим избирателям. Краудфандинг повысит доверие общества к итогам опроса, надеются социологи
Евгения Чирикова
Илья Питалев / Риа Новости

Два опроса общественного мнения жителей Химок – за три недели до выборов главы города и через два дня после объявления результатов – станут первым опытом краудфандинга социологических исследований в России, рассказал «Ведомостям» один из руководителей проекта «Открытое мнение», гендиректор исследовательской группы «Циркон» Игорь Задорин. По замыслу социологов участие граждан в финансировании опроса и прозрачность процедуры должны повысить доверие общества к результатам исследования: краудфандинг минимизирует возможность обвинений в ангажированности.

Опрос будет телефонным, выборка каждой из двух частей опроса составит 1000 стационарных телефонов из Химок, случайно отобранных компьютером. Респондентам зададут вопросы о намерении прийти на выборы, за кого они планируют голосовать, об отношении к прокладке автотрассы Москва – Петербург через Химкинский лес, об участии в акциях протеста и намерении остаться жить в Химках.

Ориентировочный бюджет исследования – 500000 руб. на обе части, сообщил Задорин. Сбор средств идет на краудфандинговой платформе Planeta.ru, перевести деньги можно с помощью банковской карты, sms или «Яндекс.Деньги». Средний платеж, рассчитывают социологи, составит 500–1000 руб. Если собрать из пожертвований всю необходимую сумму не получится, исследователи добавят недостающее из собственных средств.

Сейчас регулярные опросы в Химках проводит только ВЦИОМ – методом личного интервью они еженедельно опрашивают 600 человек. По их данным, безусловным лидером кампании является врио мэра Олег Шахов: 11–14 сентября за него были готовы проголосовать 29% избирателей, 20–22 сентября – уже 35%, рейтинги его соперников, напротив, снижаются. На втором месте бывший яблочник Игорь Белоусов (8%), третье и четвертое делят Олег Митволь и Евгения Чирикова (по 6%).

Такими темпами Шахов по рейтингу скоро составит конкуренцию лидерам страны, иронизирует Митволь. Предвыборная социология не соотносится с реальностью, считает он: в 2008 г. накануне выборов главы Можайского района в Подмосковье соцопросы давали Дмитрию Белановичу, которого поддерживал Митволь, только четвертое место, однако он выиграл с большим отрывом. Гражданам же соцопросы вообще не интересны, желающих оплатить их проведение будет крайне мало, полагает кандидат в мэры Химок.

Запрос в обществе есть, не согласен социолог Леонтий Бызов, Химки – подходящий по масштабу и общественной значимости выборов полигон для эксперимента.

Социологи из «Открытого мнения» не ставят себе задачу перепроверить результаты чужих опросов и честность выборов, отмечает Задорин. Если данные послевыборного опроса будут значительно отличаться от официальных итогов, причины могут быть разными – от реальных нарушений при подсчете до изменения отношения населения к результатам выборов после обнародования их итогов, объяснил Задорин.

Экспериментируя с краудфандингом, «Открытое мнение» пытается преодолеть кризис недоверия к социологии, глубина которого стала очевидна во время думской и президентской кампаний, считает гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров. На уровень доверия к итогам соцопросов политическая конъюнктура влияет сейчас больше, чем профессионализм исследователей, сетует Федоров: если лидером опроса «Открытого мнения» окажется провластный кандидат, наверняка найдутся те, кто усомнится в неангажированности проекта несмотря ни на какой краудфандинг.

Большие социологические центры не станут заниматься подтасовками, но у всех бывают неудачные формулировки вопросов, которые подсказывают респондентам ответ, а вот результатам исследований, которые штабы кандидатов проводят своими силами, доверять, как правило, нельзя, отмечает социолог Бызов. У Задорина репутация добросовестного исследователя, успех химкинского проекта зависит от того, узнает ли о нем целевая аудитория неравнодушных граждан, резюмирует Бызов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать