Борис Титов избавляется от зарубежных активов

Борис Титов первым из чиновников объявил, как будет избавляться от зарубежных активов. Он передаст их российской компании, а ее – в управление сыну

Уполномоченный по защите прав предпринимателей, советник президента Борис Титов стал первым чиновником, который объявил, как именно он будет избавляться от заграничных автивов, к чему его обяжет принимаемый закон о запрете на владение зарубежными активами и счетами: все 82% акций холдинга Solvalub (Лихтенштейн) он переуступит вновь зарегистрированной в России компании, единоличным владельцем которой он и будет являться. Компанию, в свою очередь, он передаст в доверительное управление своему сыну Павлу Титову (стал председателем совета директоров «Абрау-Дюрсо» после назначения омбудсмена).

Холдинг Solvalub владеет «Абрау-Дюрсо», дистрибуторскими активами, предприятиями по птицеводству в России и Китае, химическими предприятиями, виноградниками и заводом по производству шампанского в провинции Шампань-Арден (вина под маркой «Фольяж»), где развивается центр выездного туризма для россиян. По словам Титова, организационно-правовая форма компании, которая станет владельцем Solvalub, будет выбрана исходя из удобства, но скорее всего – закрытое акционерное общество. Таким образом, дивиденды будут выплачиваться через российскую компанию, а налоги с них идти в российский бюджет, отмечает бизнес-омбудсмен.

В конце февраля Госдума приняла в первом чтении законопроект президента, который вводит для чиновников, депутатов и их супруг и несовершеннолетних детей запрет на владение счетами и ценными бумагами за рубежом. Избавиться от этих активов чиновникам предстоит в течение трех месяцев после принятия закона (до 11 марта профильный комитет принимает поправки ко второму чтению). Заграничная недвижимость запрещена не будет, но по ней предстоит более строгая, нежели сейчас, отчетность.

Омбудсмен находится на госслужбе, поэтому в этом году данные о недвижимости и доходах владельца «Абрау-Дюрсо» станут публичными. По закону на сайте администрации президента публикуется только информация о недвижимости (страна нахождения и площадь), земельных участках, транспортных средствах и общей сумме дохода. В декларации Титова указан дом в Испании – он в совместной с супругой собственности с 1996 г., говорит Титов. Предполагается, что недвижимости закон не коснется, однако могут возникнуть другие проблемы: для оплаты коммунальных платежей и содержания дома у омбудсмена открыто два банковских счета в Испании и их придется закрыть, а остаток средств перевести в российские банки, говорит он.

Роман Терехин из компании «Налоговик» полагает, что такая схема может оказаться удобной лазейкой для чиновников. Любая компания, зарегистрированная на территории России, имеет право владеть зарубежными активами. Чиновнику не возбраняется владеть акциями российских предприятий – он только не может участвовать в управлении ими. Таким образом, формально требования закона будут соблюдены. Но не его дух – ведь одной из целей закона был рост инвестиций именно в российский бизнес, напоминает юрист. Сейчас, по его словам, российские компании в качестве посредников практически не используются – проще иметь дело с зарегистрированными в офшорах.

«Я понимаю задачу, счета за рубежом буду закрывать», – говорит основатель инвесткомпании «Метрополь» Михаил Слипенчук, ставший депутатом от «Единой России». Будучи кандидатом, он задекларировал пакеты акций четырех иностранных предприятий и счета в трех зарубежных банках (Швейцария, Франция, Монако). Слипенчук говорит, что, став депутатом, передал все активы в управление ИФК «Метрополь». Что делать с этим имуществом после того, как вступят в силу новые ограничения, он пока не знает, но придется что-то решать, признает депутат.