Правоохранительные органы усилили давление на нелояльных националистов

Деятельность провластных радикалов становится все заметнее, отмечают эксперты центра «Сова»
Правоохранительные органы усилили давление на нелояльных националистов/ М. Стулов/ Ведомости

Прошлый год для русских националистов ознаменовался возросшим давлением на них со стороны правоохранительных органов, говорится в докладе центра «Сова».

Прежде всего давление оказывалось на активные публичные фигуры, которые не поддержали проект «Новороссия». Среди наиболее громких уголовных дел эксперты отмечают дело лидера астраханского отделения движения «Русские» Игоря Стенина, обыски в мае-июне у лидеров «Русских» (деятельность объединения запрещена в России) Дмитрия Демушкина и Владимира Ермолаева, а также лидера Национально-демократической партии (НДП) Владимира Тора. Кроме того, в сентябре были начаты уголовные дела по обвинению в экстремизме против Николая Бондарика, а в декабре в экстремизме обвинили и Демушкина.

Возросшее давление силовиков, возможно, связано с тем, что националисты больше ориентированы на насилие, чем либералы и большинство левых, и могут стать важным силовым элементом в потенциальном более радикальном протестном движении, говорится в докладе. Там же отмечается, что еще одной причиной могла стать попытка лидеров ультраправых собрать вокруг себя «возвращающихся с Донбасса боевиков, которые представляют угрозу».

«Украинский вопрос» по-прежнему разделяет движение националистов и ослабляет его, новых тем и методов, которые привлекли бы новых сторонников, националистам найти не удается, считают эксперты, а это приводит националистическое движение в упадок. Поэтому происходит переструктурирование ультраправых, которое вывело из игры одни организации и выдвинуло на первый план другие: нелояльные режиму движения с этноксенофобной повесткой замещаются теми, кто отказывается от оппозиционной риторики.

Публичная активность ультраправых в 2015 г. продолжала снижаться, митинги не собирали иногда и четверти привычного числа участников, не удалось раскрутить ни одного локального конфликта, рейдов также стало меньше. Самой важной темой оказались репрессии против оппозиционных ультраправых, то есть они перешли к оборонительной стратегии, считают эксперты «Совы».

Впервые националисты столкнулись с тем, что любая ксенофобная "кричалка" на публичной акции может стать поводом для возбуждения уголовного дела, как это произошло с Демушкиным в рамках так называемого «дела о лозунгах». Любой присутствовавший на публичной акции националист может получить статус свидетеля и пройти через обыски, говорится в докладе. Самое сильное давление, по мнению экспертов, оказывалось именно на Демушкина, и в октябре деятельность «Русских» была запрещена как экстремистская.

В январе по статье об организации публичного мероприятия без подачи уведомления о его проведении административные дела были открыты против националистов Николая Бондарика, Оксаны Борисовой, Александра Амелина, которые опубликовали в соцсетях призывы посетить народный сход в Минеральных Водах. Таким образом, реклама акции в соцсети была приравнена к ее организации, подчеркивают эксперты.

Из-за давления ряд организаций почти полностью свернули свою публичную деятельность - например, движения «Русские СПб» и «Русские Астрахани». НДП решила заниматься «партийной школой» и «школой гуманитарных наук», чтобы "пересидеть" сложную для националистов обстановку, считают авторы доклада. Также снизил свою активность Российский общенародный союз. В Санкт-Петербурге почти все известные и оппозиционно настроенные лидеры националистов либо под следствием, либо осуждены, констатируют эксперты. Проблем избежали только те, кто участвовал в 2014 г. в «Патриотическом марше» партии «Родина» - Русское имперское движение, «Народный собор» и др.

В то же время более активными стали провластные националисты, и в отношении них правоохранительные органы аналогичного давления не применяли, подчеркивается в докладе. В частности, среди тех, кто активизировал свою деятельность, - "Тигры Родины", молодежное крыло партии «Родина» Алексея Журавлева, которое пытается собрать вокруг себя сторонников «Новороссии». Лояльные власти организации националистов продолжали избегать острых вопросов, продвигая те, что согласуются с официальной политической повесткой: поддержка курса президента, выражение ненависти к внешним врагам России (Украине, Турции, США), борьба с пятой колонной. Продолжились нападения на идеологических противников, среди пострадавших — участники форума имени Франца Кафки и Джорджа Оруэлла в Калининградской области, посетители метал-панк-концерта в Петербурге и панк-концерта в Москве, антифашисты в Череповце. Растет число нападений на тех, кого считают «пятой колонной» и «предателями родины»: члены движения SERB напали на активиста Владимира Ионова, руководитель этого движения пытался организовать нападение на Сахаровский центр, где проходил благотворительный вечер в поддержку узников совести. Нападения также продолжали совершать активисты НОД и «Антимайдана».

В 2015 г. выросло число приговоров за расистское насилие. Среди осужденных были члены известных неонацистских групп: челябинской «Пираньи-74», екатеринбургского «Фольксштурма», казанской Kazan Nazi Сrew, сыктывкарского «Рубежа Севера», каменск-уральского отделения «Оккупай-педофиляя» и московского БОРНа. Продолжало расти количество приговоров за пропаганду, больше всего преследовались те, кто публиковал ксенофобные высказывания. В итоге эксперты зафиксировали «беспрецедентный рост числа приговоренных к лишению свободы «только за слова».

Однако в целом криминальная активность ультраправых снизилась в связи с их преследованием, говорится в докладе. При этом праворадикалы продолжают все более систематически заниматься боевой подготовкой — она ориентирована на будущее применение и является альтернативой слабеющей политической, а возможно, и криминальной активности, считают в «Сове». В 2015 г. от расистского и неонацистски мотивированного насилия погибло, по подсчетам экспертов, не менее 11 человек (в 2014 г. - 36), ранены или избиты 69 человек.