Экс-юрист ЮКОСа дал показания против своего бывшего руководства

Дмитрий Гололобов сообщил американскому суду, что ЮКОС был приватизирован незаконно
Экс-юрист ЮКОСа Дмитрий Гололобов дал американскому суду показания против руководства своей бывшей компании
Экс-юрист ЮКОСа Дмитрий Гололобов дал американскому суду показания против руководства своей бывшей компании / Куцылло Константин / PhotoXPress

Бывший юрист ЮКОСа Дмитрий Гололобов дал показания для американского суда, в которых утверждает, что экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский и его ближайшие соратники приобрели акции компании незаконно, с использованием коррупционных схем. Заявление на 39 страницах опубликовано судом, который рассматривает ходатайство экс-акционеров ЮКОСа о признании и исполнении в США решения гаагского арбитража о выплате им $50 млрд.

Залоговые аукционы, посредством которых приватизировался ЮКОС, были нечестными, а акции впоследствии были переведены за рубеж через подставные компании, сообщает Гололобов. Обстоятельства приобретения активов (которые в ЮКОСе называли «старыми грехами», вспоминает Гололобов) заставили отменить листинг американских депозитарных расписок третьего уровня (ADR) ЮКОСа в США: необходимое в этом случае раскрытие деталей могло бы привести к уголовному преследованию и «деприватизации» ЮКОСа. В частности, отмечает Гололобов, было трудно объяснить «заоблачные» размеры вознаграждения назначенным правительством управляющим ЮКОСа за помощь в приватизации (15% запланированных средств от продажи акций). Экс-юрист ЮКОСа отмечает, что он и его коллеги предупреждали руководство о рисках, связанных с налоговой оптимизацией. В 2004 и 2005 гг. в ответ на финансовый крах ЮКОСа из-за значительной задолженности по налогам «олигархи» вступили в сговор с некоторыми менеджерами ЮКОСа для сокрытия активов от законных кредиторов: операция включала создание двух штихтингов, куда были переданы активы, и позволила сохранить контроль над частью выручки от продажи нефти – «в районе $7 млрд», прикидывает юрист.

Гололобов сказал «Ведомостям», что меморандум с его видением ряда аспектов дела ЮКОСа предоставлен им в суд «абсолютно добровольно». Документ не содержит практически ничего нового по сравнению с публикациями в различных СМИ за последние 5–6 лет, отмечает юрист, но по этическим и юридическим соображениям он не считает себя вправе комментировать его содержание где-либо, кроме суда.

Успехи защиты

Во Франции из арестованного имущества на 1 млрд евро уже удалось «отбить» более 750 млн евро, говорит Кондаков. Истцы также отказались от претензий на участок, где строится Российский духовно-культурный центр.

Гололобов – как минимум третий бывший высокопоставленный сотрудник ЮКОСа, который дает показания, существенно укрепляющие доказательную базу российской стороны, отмечает гендиректор Международного центра правовой защиты (организует юридические действия по защите от притязаний экс-акционеров) Андрей Кондаков. Ранее, напоминает он, суд приобщил к делу показания бывшего исполнительного директора СП «РТТ» (организация занималась регистрацией компаний, созданных для участия в приватизации) Витаса Анилиониса и менеджера РТТ Аркадия Захарова. Все эти показания подтверждают довод России о том, что бывшие владельцы компании не могут апеллировать к Энергетической хартии для защиты своих прав как иностранных инвесторов, подчеркивает Кондаков: на это не позволяют рассчитывать ни обстоятельства недобросовестного приобретения компании, ни российское гражданство ее реальных владельцев.

Ходорковский не будет комментировать показания Гололобова, сказала его пресс-секретарь Кюлле Писпанен. Представляющий интересы большинства экс-акционеров Тим Осборн передал, что еще не читал показания, но собирается это сделать в самое ближайшее время: «Могу лишь предположить, что у Дмитрия Гололобова были какие-то скрытые мотивы для того, чтобы нападать на людей, которые поддерживали его на протяжении последних 12 лет или даже больше».

20 апреля Окружной суд Гааги отменил решение о взыскании с России $50 млрд. Иски об аресте российских активов уже отозваны в Германии и Индии, приостановлено исполнительное производство в Великобритании. Но судебные тяжбы в Бельгии, США и Франции (см. врез) продолжаются.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)