CNN рассказала о попытках России расшатать ситуацию в Фергюсоне и Балтиморе

В городах, где были беспорядки, неизвестный заказчик из России продвигал на Facebook идеи борцов за права афроамериканцев
В городах, где были массовые беспорядки на расовой почве, заказчик продвигал Black Lives Matter/ Jeff Roberson / AP

Неизвестный российский заказчик купил на Facebook по крайне мере одну рекламную кампанию в поддержку движения Black Lives Matter, которое борется против дискриминации чернокожих. Об этом сообщает CNN со ссылкой на источник, информированный о проверке рекламных закупок в соцсети. Реклама была адресована пользователям в Фергюсоне и Балтиморе, где в августе 2014 г. и в апреле 2015 г. соответственно были массовые беспорядки.

Реклама, о которой узнала CNN, появлялась в соцсети в конце 2015 г. или в начале 2016 г., говорят источники телекомпании. По их словам, она была сделана так, что одновременно складывалось впечатление, что она поддерживает это движение и предупреждает жителей Балтимора и Фергюсона об угрозах. СNN пишет, что целью заказчика, скорее всего, было желание «подпитать атмосферу враждебности и хаоса».

Ранее Facebook сообщал, что, анализируя возможные попытки информационных атак перед выборами, обнаружил несколько тысяч закупок политической рекламы предположительно в интересах России и что $100 000 было потрачено на продвижение аккаунтов, разжигающих вражду. Facebook сообщал, что 3000 закупок рекламы заказчиками, связанными с так называемой «фабрикой троллей Пригожина» («Агентством интернет-исследований» из Санкт-Петербурга), были географически таргетированы. На какие именно районы или города ориентировалась эта реклама, не уточнялось.

Решение показывать эту рекламу в Балтиморе и Фергюсоне дает представление, как аккаунты, связанные с российским проправительственным «Агентством интернет-исследований», использовали географический таргетинг рекламы для разжигания политического хаоса в США, говорят источники CNN. Закупалась реклама через соответствующий сервис Facebook, который работает в режиме самообслуживания и позволяет заказчикам точечно уточнять критерии для показа рекламы, в том числе географическое расположение, демографические характеристики аудитории и ее конкретные интересы.

Балтимор и Фергюсон

Беспорядки в Балтиморе начались в апреле 2015 г. после похорон 25-летнего темнокожего Фредди Грея, которому полицейские при задержании фактически сломали шею. Траурная процессия переросла в бунты и погромы. Протестующие поджигали и грабили магазины, закидывали полицейские кордоны камнями, жгли автомобили. Были задержаны сотни участников беспорядков. 9 августа 2014 г. в Фергюсоне полицейский застрелил безоружного Майкла Брауна. После этого в пригороде Сент-Луиса начались массовые беспорядки. Протестующие требовали привлечь полицейского к ответственности. Акции протеста были и мирные, и сопровождавшиеся беспорядками, нападениями на полицейских и магазины и мародерством. Губернатору Миссури Джею Никсону пришлось отправить в Фергюсон дополнительные силы нацгвардии. Беспорядки в Фергюсоне после этого периодически вспыхивали в течение года после этих событий.

Бывший сотрудник ЦРУ, эксперт CNN в сфере госбезопасности Стив Холл считает, что закупка такой рекламы вполне соответствует предполагаемой общей цели - посеять раздор в политическом сообществе в США конкретно и на Западе в целом. Он также отметил проявленный в этом примере уровень точности таргетирования этих заказчиков. «Они способны посеять раздор точечным способом, выбирать целью конкретные сообщества и использовать вполне определенные проблемы», - сказал аналитик.

По словам источников CNN, реклама, которая предположительно закупалась в интересах России, необязательно продвигала того или иного кандидата. Скорее, она стремилась усугубить разногласия среди американцев. Эта реклама могла продвигать Black Lives Matter, поддерживать борцов за сохранение прав на владение и использование оружия, сообщать об угрозе нелегальных иммигрантов для демократии в США, сомневаться в демократиях Запада вообще.

CNN напомнает, что спецслужбы США считают «Агентство интернет-исследований» теневой структурой, которая организует информационные кампании в интересах российскийх властей. В Кремле официально отрицают, что Россия могла закупать рекламу на Facebook ради воздействия на выборы в США. Президент США Дональд Трамп назвал выдумкой сообщения Facebook об обнаруженной политической рекламе в соцсети и фейковых аккаунтах, связанных с Россией. Ранее он отрицал утверждения, что Россия пыталась повлиять на ход предвыборной кампании в США в его пользу, и обвинял СМИ в сочувствии к его сопернице по выборам Хиллари Клинтон.

В конгресс для дачи показаний в связи с «российским расследованием» вызваны топ-менеджеры Facebook, Google и Twitter, сообщает Reuters со ссылкой на источники в комитете сената по разведке. Помощник одного из сенатора уточнил, что их пригласили на публичные слушания 1 ноября. Представители Facebook и Google подтвердили, что получили приглашения из комитета сената, но не сказали, пойдут ли их топ-менеджеры давать показания. Twitter оперативно на запрос агентства не ответил.

В руководстве комитета по разведке палаты представителей заявили, что в следующем месяце комитет проведет открытые слушания с участием представителей некоторых IT-компаний и что «цель слушаний - лучше понять, как Россия использовала интернет-средства, чтобы посеять раздор и повлиять на наши выборы».