Поклонская обошла Володина по популярности в СМИ

Полемика вокруг «Матильды» затмила законотворческую деятельность Госдумы
Серьезная законотворческая работа интересна журналистам далеко не всегда / Андрей Гордеев / Ведомости

Самым цитируемым в СМИ депутатом в ходе осенней сессии Госдумы стала единоросс Наталья Поклонская, следует из данных компании «Медиалогия». Основным информповодом для нее стала борьба с фильмом Алексея Учителя «Матильда». По упоминаемости Поклонская обогнала даже председателя Госдумы Вячеслава Володина, которого чаще всего упоминали в связи с проработкой зеркальных мер в ответ на действия США в отношении телеканала RT. В тройке лидеров – Владимир Жириновский, чье выдвижение в президенты от ЛДПР стало самым цитируемым событием в его деятельности, на 4-м месте – Геннадий Зюганов, который тоже может принять участие в этих выборах.

Самые цитируемые – депутаты от «Единой России», в первой десятке их оказалось шестеро: зампред Думы Александр Жуков комментировал решение МОКа об участии российских спортсменов в Олимпиаде, Сергей Неверов возглавил фракцию «Единая Россия» в Госдуме, а Ирина Яровая предложила давать пожизненное заключение за развращение малолетних. Три депутата в первой двадцатке (Андрей Исаев, Павел Крашенинников и Петр Толстой) попали в рейтинг благодаря комментариям законопроекта о СМИ – иностранных агентах. Таким же популярным информповодом стало обсуждение «Матильды»: единоросс Станислав Говорухин и Ярослав Нилов (ЛДПР) попали в рейтинг цитируемости благодаря фильму.

В мае, накануне завершения весенней сессии, Поклонская была лишь на 5-м месте, а Володин возглавлял рейтинг упоминаемости. Места вслед за ними тогда занимали Жириновский, Яровая и Зюганов.

Жириновский всегда генерирует повестку сам, он редко комментирует, в основном задает тренды в силу природного таланта, уверяет Михаил Дегтярев (ЛДПР): «К сожалению, в этом созыве некоторые депутаты генерировали не очень качественные поводы для цитирования, мало связанные с законотворчеством. В этом нет ничего плохого, но в информационном шуме терялись очень здравые предложения парламента по социальной, спортивной и внешнеполитической повестке». Чтобы скрыть внутренние проблемы, важные вопросы в медиа пытаются обойти, политическая жизнь подается по законам шоу-бизнеса и эта стратегия активно поддерживается теми, кто делает политику в СМИ, указывает Александр Ющенко (КПРФ): «Если мы рассматриваем политику как хайп, то у нас обсуждение фильмов выходит на 1-е место. Если мы говорим о серьезных вещах, то у Зюганова всегда есть системные выступления, в которых он говорит о конкретных шагах, но, к сожалению, это замалчивается, потому что он бьет не в бровь, а в глаз».

Это закономерный результат: в условиях, когда депутаты боятся лишний раз что-то сказать, в выигрыше оказываются самые «отмороженные», объясняет политолог Федор Крашенинников: «Они не спрашивают разрешения, а сразу говорят. Неудивительно, что именно самые неуправляемые и разговорчивые депутаты и формируют имидж Думы».

Уровень цитируемости политиков в СМИ – это двоякий показатель, характеризующий не только политиков, но и сами СМИ и предпочтения их аудитории, говорит политолог Александр Пожалов. Рейтинг показывает не столько то, чем в действительности заняты депутаты, сколько то, что в парламентской работе интересует сами СМИ, поясняет он: «Законов у нас принимается очень много, читать их все сложно и скучно, в основе законов лежит долгая кропотливая работа по межведомственному согласованию, поэтому гораздо больше внимания привлекают яркие высказывания или непроходные инициативы депутатов».

Традиционно высказывания публичных политиков на резонансные темы используются властью, чтобы переключить внимание с некомфортных социально-экономических тем, добавляет Пожалов: «Споры вокруг «Матильды» и шум вокруг закона о СМИ – агентах заслонили собой неприятный для власти перед выборами вопрос о том, почему, хотя власть заверяет о выходе из кризиса и начале роста, в новом бюджете снова не стали индексировать пенсии работающим пенсионерам, а в регионах быстро растет объем потребительских займов бедного населения, не имеющего других источников доходов для текущих расходов на жизнь». Впрочем, рисков того, что Госдума будет ассоциироваться с инициативами Поклонской и Виталия Милонова, пока нет, считает эксперт. «Из всей двадцатки цитируемых депутатов только у них двоих основу медиаприсутствия составляют хайповые темы, а не вопросы законотворчества и текущей парламентской работы. В начале 2018 г. депутаты вообще должны уйти в тень на фоне медиаактивности участников президентских выборов – центрального события следующего полугодия», – предсказывает политолог. В осеннюю сессию депутаты Госдумы перестали активно задействовать те механизмы публичного сопровождения своей работы, которые привлекали внимание в первые месяцы их работы, напоминает он: не проводилось широких, «народных» парламентских слушаний, приостановлена практика расширенных заседаний фракции «Единая Россия» с премьер-министром и отраслевыми министрами по социально чувствительным темам. «Возможно, это вызвано тем, что с осени страна вступила в период кампании по выборам президента, и уже не депутаты Госдумы, а сам переизбирающийся глава государства должен быть главным социальным ньюсмейкером в федеральной повестке», – предполагает Пожалов.