Статья опубликована в № 4610 от 17.07.2018 под заголовком: Государство заплатит за себя

Расходы на авиацию силовиков должны быть компенсированы из бюджета аэропортам адекватно

Так считает Конституционный суд

Государство не вправе без компенсации перекладывать на бизнес расходы, связанные с реализацией своих функций, следует из решения Конституционного суда, опубликованного в понедельник. Суд признал не соответствующими Основному закону нормы Воздушного кодекса и правительственных правил возмещения аэропортам средств, которые они потратили на обеспечение полетов авиации силовых ведомств.

Поводом для проверки стали жалобы аэропортов «Кольцово» и «Нижний Новгород», которые не смогли взыскать с Минфина убытки за 2014 г. от услуг по обеспечению полетов силовиков – в общей сложности те налетали более чем на 55 млн руб. С 2014 г. вступил в силу закон, в соответствии с которым аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов Минобороны, ФСБ, МЧС и проч. должно проводиться бесплатно. По этому закону аэропорты имеют право на возмещение соответствующих расходов. Но действующий порядок предусматривает распределение субсидий «в пределах лимитов бюджетных обязательств и на основании очередности». Росавиация сначала предъявляла претензии к поданным аэропортами документам, а потом отказывала в субсидии, ссылаясь на исчерпание бюджетных лимитов. По мнению заявителей, таким образом государство просто уклонилось от исполнения своих обязательств, переложив расходы на аэропорты. Конституционный суд с ними согласился, указав: законодатель, вводя право на бесплатное обслуживание для ряда субъектов, должен обеспечить непротиворечивое регулирование отношений в данной сфере. Дела заявителей подлежат пересмотру, а понесенные ими затраты – возмещению.

«Это, несомненно, победа не только конкретных предприятий, а всего российского бизнеса в отстаивании своих прав во взаимоотношениях с государством», – радуется адвокат «Муранов, Черняков и партнеры» Ольга Бенедская, представлявшая заявителей. Она уверена, что позиция суда является универсальной в том смысле, что все хозяйствующие субъекты, обремененные государством, должны получать адекватное возмещение без произвольной задержки. Однако суд исключил право предпринимателей приостанавливать оказание публично значимых услуг из-за отсутствия субсидий. Но как быть, если государство не платит, недоумевает адвокат.

Представитель Росавиации от комментариев отказался. Исполнительный директор Международной ассоциации аэропортов Сергей Никотин обращает внимание на то, что в 2016 г. отказ в субсидировании получили 46 аэропортов России, а в 2018 г. – уже более 70. При ежегодной потребности более 500 млн руб. Росавиацией выделяется в 1,5–2 раза меньше требуемого. Существующую практику пора менять, настаивает Никотин.

Вице-президент Федеральной палаты адвокатов Геннадий Шаров вспоминает, что в 90-е гг. ссылка ВАС на «лимит бюджетных обязательств» позволила государству уйти от многомиллионных выплат «Внуковским авиалиниям» за перевозку пассажиров-льготников, а саму компанию вскоре постигло банкротство. Тем более знаковым выглядит нынешнее решение – эксперт уверен, что как общий принцип такая позиция может быть применима ко многим ситуациям.

Читать ещё
Preloader more