Статья опубликована в № 4610 от 17.07.2018 под заголовком: Государство заплатит за себя

Расходы на авиацию силовиков должны быть компенсированы из бюджета аэропортам адекватно

Так считает Конституционный суд
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Государство не вправе без компенсации перекладывать на бизнес расходы, связанные с реализацией своих функций, следует из решения Конституционного суда, опубликованного в понедельник. Суд признал не соответствующими Основному закону нормы Воздушного кодекса и правительственных правил возмещения аэропортам средств, которые они потратили на обеспечение полетов авиации силовых ведомств.

Поводом для проверки стали жалобы аэропортов «Кольцово» и «Нижний Новгород», которые не смогли взыскать с Минфина убытки за 2014 г. от услуг по обеспечению полетов силовиков – в общей сложности те налетали более чем на 55 млн руб. С 2014 г. вступил в силу закон, в соответствии с которым аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов Минобороны, ФСБ, МЧС и проч. должно проводиться бесплатно. По этому закону аэропорты имеют право на возмещение соответствующих расходов. Но действующий порядок предусматривает распределение субсидий «в пределах лимитов бюджетных обязательств и на основании очередности». Росавиация сначала предъявляла претензии к поданным аэропортами документам, а потом отказывала в субсидии, ссылаясь на исчерпание бюджетных лимитов. По мнению заявителей, таким образом государство просто уклонилось от исполнения своих обязательств, переложив расходы на аэропорты. Конституционный суд с ними согласился, указав: законодатель, вводя право на бесплатное обслуживание для ряда субъектов, должен обеспечить непротиворечивое регулирование отношений в данной сфере. Дела заявителей подлежат пересмотру, а понесенные ими затраты – возмещению.

«Это, несомненно, победа не только конкретных предприятий, а всего российского бизнеса в отстаивании своих прав во взаимоотношениях с государством», – радуется адвокат «Муранов, Черняков и партнеры» Ольга Бенедская, представлявшая заявителей. Она уверена, что позиция суда является универсальной в том смысле, что все хозяйствующие субъекты, обремененные государством, должны получать адекватное возмещение без произвольной задержки. Однако суд исключил право предпринимателей приостанавливать оказание публично значимых услуг из-за отсутствия субсидий. Но как быть, если государство не платит, недоумевает адвокат.

Представитель Росавиации от комментариев отказался. Исполнительный директор Международной ассоциации аэропортов Сергей Никотин обращает внимание на то, что в 2016 г. отказ в субсидировании получили 46 аэропортов России, а в 2018 г. – уже более 70. При ежегодной потребности более 500 млн руб. Росавиацией выделяется в 1,5–2 раза меньше требуемого. Существующую практику пора менять, настаивает Никотин.

Вице-президент Федеральной палаты адвокатов Геннадий Шаров вспоминает, что в 90-е гг. ссылка ВАС на «лимит бюджетных обязательств» позволила государству уйти от многомиллионных выплат «Внуковским авиалиниям» за перевозку пассажиров-льготников, а саму компанию вскоре постигло банкротство. Тем более знаковым выглядит нынешнее решение – эксперт уверен, что как общий принцип такая позиция может быть применима ко многим ситуациям.

Читать ещё
Preloader more