За что немцы не жалуют возможную преемницу Меркель

И велики ли шансы Аннегрет Крамп-Карренбауэр стать второй женщиной на посту канцлера Германии
Аннегрет Крамп-Карренбауэр, министр обороны Германии, председатель ХДС/ Fabricio Benshen / Reuters

Вечером 16 июля Аннегрет Крамп-Карренбауэр сообщила высокопоставленным членам правящего Христианско-демократического союза (ХДС) неожиданную новость: она станет новым министром обороны Германии. До этого Крамп-Карренбауэр, которую только в декабре 2018 г. выбрали новым председателем ХДС, уверяла, что ее не интересует работа в правительстве. По словам Крамп-Карренбауэр, ее главной целью было реформировать партию, которой предыдущие 18 лет управляла нынешний канцлер ФРГ Ангела Меркель. Однако политические амбиции заставили Крамп-Карренбауэр, которую в стране также называют АКК, изменить позицию. Теперь она не скрывает, что желает стать следующим канцлером. Пост председателя ХДС должен был послужить идеальным плацдармом для этого.

Аннегрет умеет рисковать

Однако пока деятельность Крамп-Карренбауэр подвергается широкой критике, и ей теперь необходимо проявить себя в правительстве. Возможность подвернулась, когда предыдущий министр обороны Урсула фон дер Ляйен, которая тоже когда-то считалась преемницей Меркель, в июле была выбрана председателем Еврокомиссии. «Это фактически последний шанс [Крамп-Карренбауэр]», – приводит Financial Times (FT) слова одного из руководителей ХДС.

В то же время работа на посту министра обороны – большой риск. Лишь один человек, занимавший эту должность, – Гельмут Шмидт в итоге стал канцлером, а множество политиков лишь испортили свою карьеру. «Министры обороны постоянно попадают в скандалы, причем даже не по своей вине. Будет ли она исключением?» – рассуждает о Крамп-Карренбауэр в FT один из функционеров ХДС. Кроме того, критики отмечают отсутствие у нее опыта во внешней и оборонной политике. Александр фон Ламбсдорфф, высокопоставленный член Свободной демократической партии Германии, даже назвал ее назначение «неуважением по отношению к армии и партнерам по НАТО».

Тем не менее 57-летняя Крамп-Карренбауэр гордится своей готовностью рисковать, сравнивая себя с не пользующимся страховкой канатоходцем. Именно готовность к риску, возможно, была залогом успеха ее карьеры. Например, будучи премьер-министром небольшой земли Саар в 2012 г., она не побоялась распустить правящую коалицию и провести досрочные выборы, на которых в итоге победила. В 2017 г. она решилась на переезд в Берлин, чтобы стать генеральным секретарем ХДС. В прошлом году она рискнула побороться за пост лидера партии, хотя поражение могло стать концом ее политической карьеры.

Родом из Саара

Политическая карьера Крамп-Карренбауэр началась в городке Пютлингене в земле Саар, где она выросла и до сих пор владеет обыкновенным небольшим домом. Регион находится у границы с Францией, поэтому Крамп-Карренбауэр отмечает, что ее двоюродная бабушка, родившаяся в 1901 г. и прожившая там всю жизнь, имела шесть разных гражданств, хотя ни разу не переезжала. Регион также является одним из крупнейших центров угольной и сталелитейной промышленности Германии, поэтому местные политики обычно отличаются левыми взглядами.

Крамп-Карренбауэр выросла в католической семье с пятью братьями и сестрами. Ее отец работал учителем и по воскресеньям водил их в церковь, а перед едой читал молитву. Поэтому Крамп-Карренбауэр до сих пор остается очень религиозной. Она убежденная сторонница равенства полов и выступала за то, чтобы женщины могли попасть в католическое духовенство. Но при этом Крамп-Карренбауэр настаивает, что она не феминистка. И рассказывает, что, когда она училась политологии в Трирском университете, студентки как-то раз не пустили ее в женское кафе, потому что она «недостаточно похожа на феминистку».

В партию Крамп-Карренбауэр вступила в 1981 г., еще не закончив школу. Как она вспоминала в своей речи в декабре прошлого года, в те времена холодной войны многие немцы опасались ядерного конфликта, а в ее родном Сааре был экономический кризис и тысячи работников сталелитейных заводов теряли работу. По ее словам, ХДС тогда, наоборот, олицетворял собой «смелость и оптимизм».

Еще студенткой Крамп-Карренбауэр в 1984 г. избрали в городской совет Пютлингена. Местные инженеры и шахтеры продолжали терять работу, и она знала об этом не понаслышке: среди них был ее муж Гельмут Карренбауэр, трудившийся инженером. В совете заседали в основном пожилые мужчины, которые не видели необходимости перемен, поэтому Крамп-Карренбауэр сильно выделялась на их фоне. «Мы тогда были молодыми бунтарями», – говорит Мартин Спайхер, избранный в совет примерно в то же время.

Ни за Россию, ни за США

Крамп-Карренбауэр раскритиковала строительство «Северного потока – 2» вскоре после инцидента в Керченском проливе, когда Россия задержала украинских моряков в ноябре 2018 г. Как она заявила телеканалу ARD, действия России доказывают, что это «не только экономический, но и политический проект», и его необходимо подвергнуть переоценке. Но при этом отвергла призывы отказаться от проекта.

Также Крамп-Карренбауэр в январе сделала выговор послу США в Германии Ричарду Гренеллу, который отправил участвующим в проекте компаниям письмо с предупреждением об угрозе санкций. «Должна заметить, что американский посол действует в необычной для дипломата манере», – цитирует ее Bloomberg. Также она заметила, что немецкие компании уже дали «правильный ответ» на это письмо, который заключается в том, что «они не позволят угрожать себе и не допустят подобного вмешательства».

Первый крупный прорыв в карьере Крамп-Карренбауэр произошел в 1998 г., когда она заняла свободное место от Саара в бундестаге. Решение далось непросто – ведь ее мужу из-за этого снова пришлось уйти с работы. Раньше пара договорилась, что тот, кто будет зарабатывать меньше, останется дома с тремя детьми, один из которых был еще младенцем. В телеинтервью в прошлом году Крамп-Карренбауэр призналась, что постоянно плакала из-за разлуки с семьей.

Через год Крамп-Карренбауэр попала в правительство Саара. Несмотря на служебный рост, она осталась близкой к людям, утверждает Спайхер: «В субботу утром ее можно было встретить в очереди в супермаркете». На протяжении многих лет в местном телефонном справочнике можно было найти ее личный номер. Она убрала его оттуда, только став лидером ХДС, поскольку число звонков «стало превышать границы приличия».

Будучи премьер-министром Саара в 2011–2018 гг., Крамп-Карренбауэр некоторое время также отвечала за культурные отношения Германии с ее важнейшим союзником – Францией. При этом она старалась принести пользу малой родине, продвигая углубленное изучение французского языка для детей. По мнению Крамп-Карренбауэр, бикультурализм станет конкурентным преимуществом Саара и сделает его более похожим на находящийся неподалеку Люксембург. Сама Крамп-Карренбауэр хоть и неплохо говорит по-французски, но в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung призналась, что ей не хватает словарного запаса, поэтому на официальные встречи она ходит с переводчиком.

Саар остается одним из самых проблемных регионов Германии в плане экономики, но правящий ХДС при Крамп-Карренбауэр пользовался там огромной поддержкой. Об уверенной победе партии на выборах в Сааре в 2017 г. много писали даже в Берлине. Спустя несколько месяцев, в феврале 2018 г., Крамп-Карренбауэр переехала с семьей в столицу, чтобы стать генеральным секретарем партии. Это расстроило многих жителей Саара, утверждает репортер Saarbrücker Zeitung Даниэль Крих: «Они голосовали за ХДС только потому, что хотели видеть Крамп-Карренбауэр премьер-министром своей земли еще пять лет, а она уехала меньше чем через год». Впрочем, саарцы гордятся успехами своей землячки, отмечает он.

В Сааре ее уважают за сильное чувство социальной справедливости, утверждает бывший министр финансов региона Петер Якоби. «Она действительно сопереживает тем, кто не может извлечь выгоду из развития экономики», – приводит его слова FT. Но при этом Крамп-Карренбауэр не разделяет либеральных взглядов. При ней в регионе молодым беженцам делали рентген с целью определить их реальный возраст. В Берлине некоторые политики считали это чересчур жесткой мерой. Кроме того, Крамп-Карренбауэр выступает против рекламы абортов и однополых браков. «Если мы изменим определение [брака таким образом], то нельзя исключить появления и других требований, например разрешить брак между близкими родственниками или более чем двумя людьми», – заявила она (цитата по немецкому сайту новостей The Local). ЛГБТ-сообщество Enough is Enough даже назвало Крамп-Карренбауэр «Мисс Гомофобия 2018», отмечает The Guardian.

С Меркель и против Меркель

Когда в 2018 г. Крамп-Карренбауэр переехала в Берлин, ее стали сравнивать с Меркель. Для этого были основания: обе являются членами ХДС с левыми взглядами, обе предпочитают спокойный и вдумчивый стиль принятия решений, обе скромны и при этом контролируют ситуацию. Сама Крамп-Карренбауэр говорит о своем стиле, что у нее «железный кулак в бархатной перчатке». Но ей не нравится, когда ее называют «мини-Меркель». «Мне 56 лет, я замужем и имею троих детей. Я проработала в правительстве [Саара] 18 лет – обо мне нельзя сказать «мини», – сердилась она в прошлогоднем телеинтервью.

Некоторые бывшие коллеги считают сравнения с Меркель ошибочными, отмечая различия в их происхождении и темпераменте. Так, Меркель выросла в ГДР при коммунизме, а Крамп-Карренбауэр – «классический продукт политической системы Западной Германии», отмечает Стефан Тоскани, бывший министр финансов Саара. По его словам, Крамп-Карренбауэр запросто может появиться на карнавале в маскарадном костюме, а Меркель представить в таком образе просто невозможно.

Ее отношения с Меркель не всегда были гладкими. Так, канцлер очень разозлилась из-за рискованного решения Крамп-Карренбауэр провести досрочные выборы в Сааре в 2012 г. «Она была недовольна и очень ясно это выразила, – рассказывала сама Крамп-Карренбауэр. – По-моему, она тогда не понимала ситуацию. Мало кто за пределами Саара мог ее понять».

Во время выборов на пост председателя ХДС тоже проявились отличия между двумя политическими гранд-дамами. Оппонентом Крамп-Карренбауэр был Фридрих Мерц, пытавшийся сыграть на недовольстве электората партии либеральной политикой канцлера. Но Крамп-Карренбауэр переманила его целевую аудиторию – призвала снизить налоги для бизнеса, выступила против запрета на въезд старых дизельных автомобилей в крупные немецкие города и пообещала при необходимости закрыть границу в случае нового мигрантского кризиса. По ее убеждению, совершившие преступления беженцы должны быть депортированы без права когда-либо вернуться в Европу.

Некоторые опасаются, что Крамп-Карренбауэр заняла слишком правую позицию. Но она это отрицает и утверждает, что хочет лишь объединить партию, где возник раскол между правыми и левыми. Но у этой стратегии есть критики с обеих сторон. «Те, кто поддерживал ее как клона Меркель, оказались разочарованы, а консерваторы тоже не воспринимают ее одной из них», – приводит FT слова немецкого чиновника.

Избиратели недовольны

Сомнения по поводу кандидатуры Крамп-Карренбауэр у избирателей появились после неудачных для партии майских выборов в Европарламент. ХДС набрал лишь 22,6% голосов, что стало его худшим результатом в истории, хотя партия управляет Германией около 50 из 70 последних лет. Причем только 11% избирателей в возрасте от 18 до 24 лет отдали свои голоса за ХДС. Отчасти это связано с тем, что перед выборами партия поддержала реформу закона ЕС об авторских правах, которая, как опасаются молодые люди, помешает им свободно загружать информацию в интернет. Кроме того, Крамп-Карренбауэр раскритиковала школьников, протестующих по пятницам против глобального потепления. По ее мнению, они должны делать это в свободное время, а не прогуливать школу.

На пресс-конференции Крамп-Карренбауэр признала, что партия не смогла добиться поддержки среди молодежи. Она заявила, что у молодых людей сложилось ошибочное впечатление, что партия «движется вправо», но затем неожиданно раскритиковала видеоблогеров, призвав ограничить их возможность делать политические высказывания на YouTube. Дело в том, что за несколько дней до выборов в Европарламент молодой блогер Rezo записал 55-минутную тираду с критикой в адрес ХДС и это видео собрало почти 16 млн просмотров. Многие немцы, в том числе члены собственной партии, обвинили Крамп-Карренбауэр в попытке ограничить свободу слова.

После этого в Bloomberg вышла статья со ссылкой на двух анонимных чиновников о том, что Крамп-Карренбауэр потеряла поддержку Меркель. Но канцлер немедленно это опровергла, назвав «мусором», и защитила свою преемницу от критики. «Все, кого я знаю в ХДС, считают свободу слова базовым принципом», – приводит ее слова The Guardian.

Перед этим, в феврале, на карнавале в Южной Германии, Крамп-Карренбауэр допустила еще одну оплошность. Во время стендап-выступления она неудачно пошутила про унисекс-туалеты, сказав, что они на самом деле нужны «мужчинам, которые не знают, как им справлять малую нужду – стоя или сидя». Представители ЛГБТ-сообщества посчитали это оскорблением интерсекс-людей (которые от рождения могут не иметь типичных половых признаков) и потребовали от нее извинений. Но Крамп-Карренбауэр не стала извиняться, а посоветовала людям относиться к этому проще: «У меня ощущение, что мы самая зажатая нация на земле».

Этот инцидент подчеркивает тревожный тренд для Крамп-Карренбауэр: чем больше немцы узнают ее, тем меньше симпатии к ней испытывают. «В Сааре она популярна как Иисус, поскольку является католичкой из среднего класса, выступающей на карнавалах, – приводит FT слова местного политика из конкурирующей партии. – Теперь она пытается использовать такую же модель в Берлине, но это не работает».

Если отношение немецких избирателей к Крамп-Карренбауэр значительно не улучшится, ей будет очень трудно стать канцлером. Как показал июньский опрос телеканала ZDF, 71% немцев считают ее непригодной для этой работы. Согласно опросу Insa, Крамп-Карренбауэр сейчас занимает лишь 16-е место в рейтинге самых популярных политиков страны, в то время как ее бывший соперник в борьбе за пост председателя ХДС Фридрих Мерц – 4-е (возглавляет рейтинг по-прежнему Меркель).

А вот бывший министр образования Саара Клаус Кесслер, долго работавший с Крамп-Карренбауэр в правительстве региона, уверен, что ее рано списывать со счетов: «Ее главная сила в том, что все ее постоянно недооценивают».