Политический кризис в Италии может завершиться и без досрочных выборов

Но на них настаивает самая популярная партия – «Лига Севера»
В Италии во вторник стартовал второй раунд консультаций президента Серджо Маттареллы с партиями/ Armando Franca / AP

В Италии во вторник стартовал второй раунд консультаций президента Серджо Маттареллы с партиями о путях выхода из парламентского кризиса. Продолжение консультаций оставляет шанс достигнуть договоренности о создании новой правящей коалиции и избежать досрочных выборов, которых добивается лидер партии «Лига Севера» Маттео Сальвини.

Коалиция «Движения 5 звезд» Луиджи ди Майо и «Лиги Севера» продержалась чуть более года и де-факто перестала существовать 8 августа после заявления Сальвини о серьезных разногласиях внутри альянса. Беспартийный премьер Джузеппе Конте возложил на Сальвини ответственность за начало парламентского кризиса и 20 августа подал в отставку.

Этот шаг Сальвини открыл путь для двух наиболее вероятных сценариев. Согласно первому при невозможности формирования новой коалиции президент объявит досрочные выборы. На них, судя по последним опросам, «Лига» победит, а ее лидер получит большие шансы стать премьером. О популярности партии Сальвини говорит и ее победа на выборах в Европарламент 26 мая: «Лига» тогда получила 34,3% против 22,7% у демократической партии и всего 17,1% у «пятизвездочников».

По второму сценарию «Движению 5 звезд» удастся сформировать новый альянс с левоцентристской демпартией. Основной пункт, по которому они пока не договорились, – это кандидатура премьера: по мнению «5 звезд», им должен остаться Конте, а в демпартии хотели бы видеть премьером кого-то другого. Также теоретически возможно формирование технического правительства, имеющего мандат на принятие бюджета.

По мнению доцента МГИМО Елены Масловой, разногласия с демократами у «5 звезд» есть, но они значительно меньше, чем внутри прежней коалиции: «Это более естественный союз левоцентристских партий, а до этого был полный политический оксюморон». Эксперт указывает на близость демократов и «5 звезд» по вопросам экономики и экологии (движение играет в Италии роль зеленой партии). «В любом случае это будет абсолютно новое политическое движение, которое пойдет вразрез с прежним курсом и приведет к ощутимому разрыву с партией Сальвини», – уверена Маслова. Единственное, что можно сказать точно, – это то, что Италия не хочет досрочных выборов, продолжает эксперт: на них не настроены ни президент, ни лидеры партий (за исключением Сальвини), ни электорат.

Сейчас для выборов не самое удачное время: нужно готовить отчетные документы в Брюссель, согласовывать бюджет, говорит Маслова. О том, что кризис изначально предполагал позитивное разрешение без досрочных выборов, говорит и реакция рынков, полагает эксперт: «После начала [парламентского кризиса] биржи никак на это не отреагировали и даже подросли». На вопрос, какой вариант развития событий в Италии более выгоден для России, однозначно ответить трудно, признается Маслова: «С одной стороны, Сальвини выглядит наиболее благоприятной [для России] фигурой, но с другой – он не соблюдает свои предвыборные обещания и не поднимает в Европарламенте вопрос о снятии антироссийских санкций». Демпартия, традиционно более европейская, настроена к России ненамного жестче, отмечает эксперт: «Россия для Италии не приоритетный, но важный экономический партнер. Приходящие к власти силы, как правило, проявляют преемственность в вопросе диалога с Россией».